УДК 30 Теория и методы общественных наук
ГРНТИ 13.00 КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ОКСО 44.00.00 Образование и педагогические науки
ББК 7 КУЛЬТУРА. НАУКА. ПРОСВЕЩЕНИЕ
ТБК 7 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. ЭКОНОМИКА. ПРАВО.
BISAC EDU EDUCATION
Настольные игры — актуальный феномен, на который направлен исследовательский интерес современных учёных в области истории, психологии и социологии. Применение настольных игр в образовании является всё также актуальной, но не до конца разобранной темой. В данном исследовании, опираясь на теоретические труды отечественных и зарубежных авторов, проанализированы исторические примеры применения настольных игр в образовании, цели, в соответствии с которыми в них играли. Исторический анализ показывает, что настольные игры использовались в различных культурах на протяжении тысячелетий не только как развлечение, но и как способ коммуникации с божественным и как инструмент обучения военно-стратегическому навыку. Однако систематическое применение игр в педагогических целях начинается значительно позже. Был сделан вывод, что применение настольных игр в современном понятии – как инструмент обучения и воспитания, возникает в период Нового времени. Были рассмотрены современные классификации игр, предлагаемые исследователями. Среди них выделяются типологии по механикам, образовательным задачам, степени и способам вовлечённости. Особое внимание уделяется дидактическим играм, специально разработанным для образовательных целей. Отдельно рассмотрено положение настольных игр в обучающей практике современных педагогов и преподавателей. Выявлены основные преимущества игрового подхода: повышение мотивации обучающихся, развитие социальных навыков, критического мышления и способности к принятию решений в условиях неопределенности. Также отмечены возможные сложности интеграции игровых методик в традиционный образовательный процесс.
настольные игры, образование, педагогика, методы обучения
1. Bell, R. C. Board and Table Games from Many Civilizations. Oxford, Oxford University Press, 1969, pp. 269. Available at: https://ia801405.us.archive.org/8/items/B-001-002-771/B-001-002-771.pdf (accessed 21 February 2025)
2. Caffrey, M. B. Jr. On Wargaming How Wargames Have Shaped History and How They May Shape the Future // NAVAL WAR COLLEGE NEWPORT PAPERS, 2019, № 43, pp. 479. Available at: https://digital-commons.usnwc.edu/newport-papers/43/ (accessed 21 February 2025)
3. Electronic Babylonian Library: official site. - . - Available at: https://www.ebl.lmu.de/library/BM.33333.B (accessed 26 February 2025)
4. Jefferys, J. A Journey Through Europe or the Play of Geography. London, Carrington Bowles Map & Printseller, 1759. Available at: http://www.giochidelloca.it/scheda.php?id=1210 (accessed: 26 February 2025)
5. Krieg spiel: unofficial site. - . - Available at: https://kriegsspielorg.wordpress.com/home/the-origins-of-kriegsspiel/ (accessed 26 February 2025)
6. Murray, H. J. R. A History of Chess. Oxford, Clarendon Press, 1913, pp. 945 Available at: https://archive.org/details/AHistoryOfChess (accessed 21 February 2025)
7. Piccione, P. A. In Search of the Meaning of Senet // Archaeology. 1980, 33/4, pp. 55-58.
8. The British Museum: official site. – LondonAvailable at: https://www.britishmuseum.org/collection/object/W_1928-1009-378 (accessed 26 February 2025)
9. Бакланов, Ю. А. Перформативные акты в современной российской музыкальной культуре на материале творчества группы «Shortparis» / Ю. А. Бакланов // Сибирский искусствоведческий журнал. – 2024. – Т. 3, № 2. – С. 52-69. – DOIhttps://doi.org/10.31804/2782-4926-2024-52-69. – EDN DQLCPP.
10. Белецкая, У. А. Современные концепции культурологических исследований музея / У. А. Белецкая // Северные Архивы и Экспедиции. – 2025. – Т. 9, № 1. – С. 124-131. – EDN SRXJCY.
11. Ермаков, Т. К. Антропология игры и агентивность: эвристический потенциал исследований конца XIX века в современной теории / Т. К. Ермаков // Сибирский антропологический журнал. – 2025a. – Т. 9, № 1. – С. 6-14. – EDN IKEWAX.
12. Ермаков, Т. К. Компьютерная графика и контекст: формирование цифровой визуальности в 1970-е годы / Т. К. Ермаков // Цифровизация. – 2025b. – Т. 6, № 1. – С. 26-34. – EDN AYDFGN.
13. Ермаков, Т. К. "Тест Тьюринга" в контексте медиа-археологии (анархеологии) видеоигрового искусственного интеллекта / Т. К. Ермаков // Социология искусственного интеллекта: регионы и группы: Материалы Всероссийской конференции с международным участием, Красноярск, 30 октября 2023 года. – Красноярск: Красноярская региональная общественная организация "Содружество просветителей Красноярья", Сибирский федеральный университет, 2024f. – С. 15-25. – EDN HFNBGS.
14. Ермаков, Т. К. Элементы ретрофутуризма в искусстве демосцены / Т. К. Ермаков // Цифровизация. – 2024b. – Т. 5, № 4. – С. 27-36. – EDN HGTLBG.
15. Ермаков, Т. К. Особенности трансформации нарративных схем при изменении медийной основы произведения (на материале анализа книги, фильма и игры "Крестный отец") / Т. К. Ермаков, К. А. Дегтяренко, А. А. Шпак // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2024a. – Т. 17, № 1. – С. 42-54. – EDN EWCFAE.
16. Ермаков, Т. К. Конструирование художественных метанарративов в современной культуре: формальные и смыслообразующие аспекты / Т. К. Ермаков, К. А. Дегтяренко, А. А. Шпак // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2024b. – Т. 17, № 4. – С. 681-693. – EDN LQPLYW.
17. Ермаков, Т. К. Базовые схемы взаимодействия и алгоритмы властных отношений в видеоиграх / Т. К. Ермаков // Северные Архивы и Экспедиции. – 2023a. – Т. 7, № 1. – С. 88-96. – EDN FKFXWJ.
18. Ермаков, Т. К. Теоретико-методологические основания топологического анализа видеоигр: опыт сравнения игр для консолей Atari 2600 и Nintendo Entertainment System / Т. К. Ермаков // Северные Архивы и Экспедиции. – 2023b. – Т. 7, № 2. – С. 116-125. – EDN KJSRWD.
19. Ермаков, Т. К. Некоторые особенности организации игрового пространства игр с 2D-графикой жанра платформер с точки зрения взаимодействия между игроком и пространством / Т. К. Ермаков // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2022. – Т. 15, № 2. – С. 234-243. – DOIhttps://doi.org/10.17516/1997-1370-0906. – EDN DRLVSP.
20. Жигаева, А. А. Культурный поворот как методологический подход при изучении художественной культуры (на примере визуального искусства) / А. А. Жигаева // Северные Архивы и Экспедиции. – 2024. – Т. 8, № 2. – С. 126-132. – EDN KSLTUF.
21. Зорина, Е. М. Настольные игры как педагогический инструмент развития правовой культуры студентов // Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения. 2024, с. 518-522.
22. Зотов, С. О. Методологические подходы к исследованию техники в философии культуры / С. О. Зотов // Сибирский антропологический журнал. – 2025. – Т. 9, № 1. – С. 15-20. – EDN IMPRBL.
23. Иванникова, Е. В. Использование настольных игр в обучении географии / Е. В. Иванникова // Междисциплинарные подходы в биологии, медицине и науках о Земле: теоретические и прикладные аспекты : Материалы симпозиума XVIII (L) Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, приуроченной к 50-летию КемГУ, Кемерово, 26 апреля 2023 года / Науч. редактор Ф.Ю. Кайзер. Том Выпуск 24. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2023. – С. 51-54.
24. Иванов И. С., Иванова Ж. Б., Кусков А. С. Настольные игры как нестандартный интерактивный метод обучения бакалавров юриспруденции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 9. – С. 44–51.
25. Кайуа, Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. Москва, Объединенное гуманитарное издательство. 2007, 304 с.
26. Калинина, А. В. Из опыта разработки и реализации настольных игр в дистанционном формате обучения / А. В. Калинина, С. Р. Казаева, В. С. Лахтина, Е. Е. Андреева // Актуальные проблемы социогуманитарного образования. 2022, 5, с. 45-48.
27. Колпакова, Т. А. Использование настольных игр в обучении истории / Т. А. Колпакова // Амурский научный вестник. – 2020. – № 4. – С. 65-69.
28. Коновалов, Е. А. Сравнительный анализ кинематографического и литературного произведения «Крестный отец» / Е. А. Коновалов, А. А. Ситникова // Сибирский искусствоведческий журнал. – 2024. – Т. 3, № 1. – С. 60-73. – DOIhttps://doi.org/10.31804/2782-4926-2024-3-1-60-73. – EDN UDRBYU.
29. Копцева, М. С. Методологические подходы к исследованию культурных трансформаций / М. С. Копцева // Северные Архивы и Экспедиции. – 2025. – Т. 9, № 1. – С. 99-107. – EDN RLIMJG.
30. Костылев, С. В. стратегическое управление развитием культуротворческой среды / С. В. Костылев // Сибирский антропологический журнал. – 2024. – Т. 8, № 4. – С. 58-63. – EDN ZBBXKZ.
31. Лещинская, Н. М. Гендерный подход в современных исследованиях произведений искусства / Н. М. Лещинская // Сибирский антропологический журнал. – 2025. – Т. 9, № 1. – С. 35-43. – EDN PEMBZS.
32. Лещинская, Н. М. Музыка для компьютерных игр. Творчество Нобуо Уэмацу / Н. М. Лещинская, О. Ю. Редько // Цифровизация. – 2024. – Т. 5, № 3. – С. 30-37. – EDN IFJYAO.
33. Митина, О.В. Особенности переживания в игровой деятельности у студентов (на материале групповых настольных игр) / О.В. Митина, Р.В. Исакова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2022, 2, с. 282-303.
34. Монайкина, М. О. Роль виртуального музеяв практике работы музейных центров (на примере Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова) / М. О. Монайкина // Цифровизация. – 2023. – Т. 4, № 3. – С. 17-26. – EDN OLFLGG.
35. Мочалова, Н. Ю. Настольные игры как способ формирования финансовой грамотности школьников / Н. Ю. Мочалова, К. А. Фесик // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Международной электронной научно-практической конференции, Казань, 22 мая 2020 года. – Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2020. – С. 416-419.
36. Овчинникова, Е.С. Использование настольных игр при обучении английскому языку как иностранному студентов технического вуза: Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2013. № 3 (21): в 2-х ч. Ч. II. C. 149-151. ISSN 1997-2911.
37. Пан, Н. Художественная коммуникация в эпоху цифровых технологий: анализ веб-сайтов современных художников и художественных галерей Китая / Н. Пан // Цифровизация. – 2025. – Т. 6, № 1. – С. 44-57. – EDN FPIZMN.
38. Своротова, Ю. В. Использование настольных игр в образовательном процессе // Развитие современного образования: от теории к практике : Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019, с. 145-150.
39. Ситникова, А. А. Художник за пределами профессиональных художественных сообществ в Красноярске в 1980-2000х годах: ограничения и возможности / А. А. Ситникова // Северные Архивы и Экспедиции. – 2024. – Т. 8, № 4. – С. 116-125. – EDN MCMSDD.
40. Хворостов, В. В. Основные проблемы внедрения ИИ в сферу искусства: по материалам публицистики 2018-2023 годов / В. В. Хворостов // Социология искусственного интеллекта. – 2023. – Т. 4, № 4. – С. 31-38. – EDN CIZFEA.
41. Хидирнабиев, Р. Х. Рождение педагогической системы, как новая отрасль научного знания // Восточно-Европейский научный журнал. 2018, 5-1(33), с. 10-12.
42. Холодкова, Л. М. Возможности технологий виртуальной реальности для современных культурных исследований / Л. М. Холодкова // Цифровизация. – 2023. – Т. 4, № 4. – С. 34-40. – EDN NEPSMI.
43. Шпак, Г. В. Настольные игры в Англии эпохи Георгов как инструмент воспитания, обучения и распространения научных знаний // Преподаватель XXI век. 2022, 3-2, с. 337-352.
44. Шпак, А. А. Социальные трансформации: искусственный интеллект в эпоху метавселенных / А. А. Шпак // Социология искусственного интеллекта. – 2025. – Т. 6, № 1. – С. 76-84. – EDN URUXKL.
45. Шпак, А. А. Творческое применение искусственного интеллекта в образовании: концепция Алекса урменетыи Маргариты Ромеро / А. А. Шпак, В. И. Кирко // Социология искусственного интеллекта. – 2024. – Т. 5, № 3. – С. 19-34. – EDN SWPDLY.
46. Шпак, А. А. Концепция Владимира Геройменко «Дополненная реальность и искусственный интеллект. Слияние передовых технологий» (Springer, 2023) / А. А. Шпак, В. И. Кирко // Социология искусственного интеллекта. – 2023. – Т. 4, № 3. – С. 22-40. – EDN BPNIHE.