Россия
Данная статья исследует преобразование вьетнамского лака из традиционного ремесленного материала в современный художественный медиум, сосредотачивая внимание на периоде с 1900 до 1945 года. Первоначально лак применялся преимущественно для изготовления ремесленных изделий, таких как культовые предметы, ширмы и декоративные элементы, благодаря его прочности и великолепию. Однако основание Индокитайской школы изящных искусств в 1925 году стало важной вехой, побуждая вьетнамских художников исследовать потенциал лака в станковой живописи. Под руководством французских преподавателей, таких как Виктор Тардьё и Жозеф Ингимберти, пионеры искусства, включая Нгуен Зя Чи, То Нгок Вана, Нгуен Туонг Лана, Чан Ван Кана и мастера лака Динь Ван Тханя, начали экспериментировать с новаторскими методами, такими как смешивание лака с канифолью, что позволяло ускорять процесс высыхания и полировки. В дальнейшем они развили технику наслоения и полировки, что придало лаковым произведениям глубину и богатство оттенков, отражая при этом дух и культурную идентичность Вьетнама. В данном исследовании анализируются важные технические и эстетические аспекты процесса трансформации вьетнамского лака из ремесленного материала в художественный, а также подчеркивается роль Индокитайской школы изящных искусств и художников-новаторов в формировании современного стиля лаковой живописи. Результаты показывают, что лак стал не только традиционным материалом, но и независимым художественным медиумом, уникальным культурным символом, который способствовал укреплению статуса вьетнамского искусства на международной арене.
Vietnamese lacquer painting, lacquer as an artistic material, traditional crafts, fine art
1. Nguyễn, Q. (2005). Con mắt nhìn cái đẹp, Hà Nội, Nhà xuất bản Mỹ thuật. Hanoi: Fine Arts Publishing House, 159. [In Vietnamese].
2. Nguyễn, Q. (2006). Ngôn ngữ của hình và màu sắc, Hà Nội, Nhà xuất bản Văn hoá – Thông tin. Hanoi: Culture and Information Publishing House, 138. [In Vietnamese].
3. Quang, V. (2014). Hội hoạ Sơn mài Việt Nam, Hà Nội, Nhà xuất bản Mỹ thuật. Hanoi: Fine Arts Publishing House, 190. [In Vietnamese].
4. Thái Bá Vân. (2009). Tiếp xúc với nghệ thuật, Hà Nội, Nhà xuất bản Mỹ thuật. Hanoi: Fine Arts Publishing House, 759. [In Vietnamese].
5. Trương, M. H. (2006). Làng nghề thủ công mĩ nghệ miền Bắc, Hà Nội, Nhà xuất bản Mỹ thuật. Hanoi: Fine Arts Publishing House, 119. [In Vietnamese].
6. Phạm, Đ. C. (2005). Kỹ thuật Sơn mài, Hà Nội, Nhà xuất bản Văn hoá – Thông tin. Hanoi: Culture and Information Publishing House, 207. [In Vietnamese].
7. Vương, H. L. (2023). Nguyên lý hội hoạ đen trắng, Hà Nội, Nhà xuất bản Hồng Đức. Hanoi: Hong Duc Publishing House, 304. [In Vietnamese].
8. Triệu Khắc Tiến. (2022). Nghệ thuật sơn mài Việt Nam và Nhật bản, những giao thoa kỹ thuật đầu thế kỷ XX, Hà Nội. Hanoi, 11. [In Vietnamese].