студент с 01.01.2023 по настоящее время
Красноярский край, Россия
Статья рассматривает важнейшие этапы развития плаката как вида искусства и как средства высказывания, указаны основные средства плакатного языка, а также продолжает дискуссию о репрезентации коренных народов Севера в советском искусстве. В первой части статьи дается обзор развития плаката в России XIX-XX вв. Во второй части статьи описывается история развития образа Севера в советском плакате 1920-1960 гг. и репрезентация коренных народов Севера. В советских плакатах на тему освоения Севера 1920-1960-х гг. репрезентированы важнейшие исторические события, освоение советского Севера, практики СССР по интеграции коренных жителей в жизнь страны. Основные сюжеты плакатов: географические открытия советских ученых (открытие Северного морского пути, чествование экипажа парохода «Челюскин», спасение участников первой научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс-1»,чествование членов экспедиции ледокола «Седов»), Октябрьская революция на Севере, пропаганда ленинской национальной политики, научение коренных жителей правилам жизни, принятым в СССР (санитарное просвещение, ликвидация безграмотности политическая активность), помощь фронту в годы Великой Отечественной войны, богатство ресурсов Севера, материнство. Плакаты печатались на русском и на родных языках жителей севера (в статье представлены плакаты на чукотском, ненецком, якутском). Север представлен в советских плакатах весьма динамичным и сложным регионом, мощной природной силой, которой было весьма непросто овладеть, также как и наладить связь с местными кочевыми народами. В будущем собранный материал интересно рассмотреть в сравнении с другими странами, например США, где существует репрезентация коренных народов в произведениях плаката.
графический дизайн, искусство плаката, советский плакат, семиотика, коммуникация, репрезентация коренных народов Севера
1. Архипова, Н. А. Социальный плакат в Российской империи (конец XIX-начало XX вв.) [Текст] / Н.А. Архипова // Вестник славянских культур. – 2019. – Т. 51. – №. 1. – С. 231-242.
2. Ващук, О. А. Социально-политический плакат эпохи перестройки : карнавально-утопическое в коммуникативном пространстве «поздней советской цивилизации» [Текст] / О.А. Ващук // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – 2013. – №. 2. – С. 232-240.
3. Замараева, Ю.С. Культурологическое исследование государственной культурной и национальной политики советского периода [Текст] / Ю.С. Замараева // Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в XX–XXI веках: опыт и перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 25–27 ноября 2021 года / отв. за вып. Н. П. Копцева. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2022. – 268 с.
4. Люблинская, М. Д. Соответствие орфографии и произношения в ненецком языке [Текст] / М.Д. Люблинская // Языки малочисленных народов России: устное vs. письменное. – 2017. – С. 36.
5. Ляхов, В. Н. Советский рекламный плакат и рекламная графика : альбом. [Текст] / В.Н. Ляхов [Текст] / В.Н. Ляхов // – 1977.
6. Максименко, Е. П. «Марш пятилетки» в зеркале фотомонтажа : опыт исторической интерпретации советских плакатов начала 1930-х гг. (на примере работ Густава Клуциса «Вернем угольный долг стране» и «Реальность нашей программы») [Текст] / Е. П. Максименко // Наука. Общество. Оборона. – 2021. – Т. 9. – №. 2 (27). – С. 17-17.
7. Малых, И. И., Лучкова В. И. Этапы становления и развития рекламы в странах Европы и России [Текст] / И. И. Малых, В. И. Лучкова // Новые идеи нового века : материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тихоокеанский государственный университет, 2017. – Т. 1. – С. 270-276.
8. Нациестроительство на территории Эвенкийскогои Таймырского национальных округов в 1920-1970-е гг.: культурные и художественные практики [Текст] / Д. С. Пчелкина, Н. Н. Пименова, Ю. С. Замараева [и др.] // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2022. – Т. 15, № 10. – С. 1465-1479.
9. Онищук, Н. Т. Создание советской национальной государственности народностей Севера. [Текст] / Н.Т. Онищук //— Томск. Изд-во Том. ун-та, 1986.— 156 с.
10. Перестройка и мы : альбом-каталог Всесоюзной выставки плакатов, посвященной 70-летию ВЛКСМ [Текст] / Н. А. Кидина, В. В. Васильев; вст. ст. : О. М. Савостюк // - Москва : Плакат, 1989. - 132 с.
11. Петухова, Е. А. Искусство западноевропейского и американского плаката конца XIX века в зарубежной и отечественной историографии [Текст] / Е. А. Петухова, Д. Г. Янченко // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. – 2013. – № 16. – С. 208-231.
12. Полонский, В. Русский революционный плакат. [Текст] / В. Полонский // – Государственное издательство, 1925. С. 112.
13. Слёзкин, Ю. Арктические зеркала: Россия и малые народы Севера [Текст] / Ю. Слёзкин // Авторизованный пер. с английского О. Леонтьевой. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. — 512 с.
14. Травникова, И. В. Государственная политика Российской империи в области издательского дела во второй половине XIX в. [Текст] / И.В. Травникова // XXI century : Resumes of the Past and Challenges of the Present plus. – 2015. – С. 138.
15. Федосов, Е. А., Конев К. А. Советский плакат времен Великой Отечественной войны : общенациональный и региональный аспекты [Текст] / Е. А. Федосов, К. А. Конев // Русин. – 2015. – №. 2 (40). – С. 189-209.
16. Хан-Магомедов, С. О. Пионеры советского дизайна. [Текст] / С.О. Хан-Магомедов / – 1995.
17. Черных. Д. Г. Значение русских традиционных орнаментальных мотивов для развития современного графического дизайна [Текст] / Д.Г. Черных // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Социально-гуманитарные науки. – 2013. – Т. 13. – №. 1. – С. 113-117.
18. Hiatt, C. Picture posters : A short history of the illustrated placard, with many reproductions of the most artistic examples in all countries. / C. Hiatt // London, 1895.
19. Key, M. The Passing of the Poster / M. Key // Brush and Pencil. 1899. Vol. 4. No. 1. P. 12–19.
20. Montagna, E. et al. Posters as an instructional strategy for interdisciplinary teaching : An approach for applying anatomy to practical situations in a pharmacy course / E. Montagna // Journal of Morphological Sciences. – 2017. – Т. 28. – №. 4. P. 260-267.
21. Rogers, W. S. The Modern Poster : Its Essentials and Significance / W.S. Rogers // Journal of the Royal Society of Arts, JANUARY 23, 1914, Vol. 62, No. 3192 (JANUARY 23, 1914), 190-191 p.
22. Sontag, S. Posters : Advertisement, art, political artifact, commodity / S. Sontag // The Art of Revolution. – 1970. – Т. 96. P. 197.