Данная статья посвящена анализу произведения изобразительного искусства английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти «Паоло и Франческа да Римини» 1867, 43.7х36.1 см., Национальная галерея Виктории, Мельбурн. В работе впервые проводится целостный философско-искусствоведческий анализ данного полотна с применением концептуальных положений современной теории изобразительного искусства, общенаучных методов исследования, а также методов семиотического анализа. Был выполнен методический анализ материальных, индексных и иконических знаков произведения. На материальном уровне выявлены особенности картины, связанные с её форматом, размерами, цветовой гаммой. В частности, была определена направленность художественного полотна на индивидуальное восприятие, созерцание его зрителем и обнаружена комплементарная цветовая гармония, основанная на двух противоположных цветах спектра (красном и зелёном). Также были определены основные композиционные схемы и формулы живописного произведения. На индексном уровне выявлено большое количество знаков, раскрывающих такие понятия, как «любовь», «вечность», а также цикличность, за счёт присутствия множества элементов, имеющих форму круга. На иконическом уровне были определены основные визуальные понятия, заключённые в произведении искусства, центральное событие, представленное в художественном пространстве произведения, а также выявлена и вербально сформулирована основная художественная идея полотна, заключающаяся в победе любви над смертью и обладающая общечеловеческим, вневременным характером. Помимо этого, был определён личностный аспект художественной идеи, состоящий в стремлении Данте Габриэля Россетти продемонстрировать вечность своей любви к умершей жене Элизабет Сиддал через образы Паоло и Франчески да Римини.
Данте Габриэль Россетти, Паоло и Франческа, философско-искусствоведческий анализ, произведение искусства.
1. Алигьери Д. Божественная комедия // Королевская классика. 2021. С. 568.
2. Бочкарева Н. С., Скрябина Е. Д. Взаимодействие поэзии и живописи в экфрастических сонетах Д. Г. Россетти «Красота души» и «Красота тела» // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2016. С. 263-272.
3. Верижникова Т. Английская живопись // СПб.: Аврора. 2009. С. 224.
4. Кар Л. де. Прерафаэлиты. Модернизм по-английски // М.: АСТ. 2003. С. 128.
5. Кирюхина Е. М. Репрезентация образов исторических личностей Средневековья прерафаэлитами и художниками их круга // Учитель XXI века. 2015. № 3-2 С. 277-288.
6. Кузнецова Т., Николаева О. Паоло и Франческа - легенда и история // Ромео и Джульетта: тематический сайт; авторский исследовательский проект, 2000.
7. Лесли П. Прерафаэлиты. Викторианский авангард // Собрание галереи Тейт, Лондон. 1984. С. 278.
8. Майорова Н. Шедевры мировой живописи. Викторианская живопись и прерафаэлиты // Белый город, Москва. 2008. С. 129.
9. Мосин И. Прерафаэлизм: иллюстрированная энциклопедия // СПб.: СЗКЭО. 2006. С. 256.
10. Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве // М.: Искусство. 1975. С. 256.
11. Никифорова А. Е. Гендерный аспект в творчестве прерафаэлитов // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2022. С. 75-80.
12. Светлов И. Прерафаэлиты // Белый город, Москва. 2007. С. 52.
13. Тарасова М. В. Теория и практика диалога зрителя и произведения искусства // Красноярск: СФУ. 2015. С. 236.
14. Тарасова М. В., Жуковский В. И. Коммуникативные основы художественной культуры // Красноярск: СФУ, 2010. С. 145.
15. Ципоркина И. Прерафаэлиты: от старых игр к новым идеям // Историк и художник. 2006. № 1. С. 83-100.
16. Швинглхурст Э. Прерафаэлиты // М.: Спика. 1995. С. 80.
17. Шестаков В.П. Прерафаэлиты: мечты о красоте //М.: Прогресс-Традиция. 2004. С. 224.