УДК 7 Искусство. Декоративно-прикладное искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт
ГРНТИ 18.00 ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ОКСО 50.00.00 Искусствознание
ББК 7 КУЛЬТУРА. НАУКА. ПРОСВЕЩЕНИЕ
ТБК 8 ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. РЕЛИГИЯ. ИСКУССТВО
BISAC ART ART
Статья посвящена рассмотрению феномена «иного» в японской культуре на примере анализа аниме – анимационной культуры, ставшей своеобразным способом выражения и постижения японского мировоззрения. В качестве основного материала для исследования был выбран аниме-сериал «Another» (2012), который раскрывает исследуемый феномен в ряде ключевых элементов: названии, сюжете, визуальном ряде, культурных отсылках и т.д. В ходе исследования было обнаружено влияние японской мифологии на понимание иного в анимационном произведении как чего-то необъяснимого, таинственного, потустороннего», перед силами которого человек демонстрирует беспомощность. Эти силы невозможно победить или уничтожить, всё, что может сделать человек – это попытаться заключить с ними договор, установить некоторый баланс жизни и смерти.
Иное, японское анимационное искусство, аниме, японская мифология, «Another»
1. Артемов, Р. Ю. Религиозные компоненты в современной японской анимации // Христианское чтение. - 2015. - № 1. - С. 148-161.
2. Денисова, А. И. Манга и аниме, вклад в культуру и искусство // Аналитика культурологии. - 2013. - № 2(26). - С. 114-116.
3. Ким, Е. А. Образы ками в современной массовой культуре Японии // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2022. - № 2(18). - С. 123-125.
4. Корецкая, М. А. Репрезентация телесности в жанре аниме // Медиафилософия. - 2010. - Т. 5. - С. 105-113.
5. Леонов, В. Ю. Манга, аниме и традиционное искусство Японии: преемственность и параллели // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. - 2012. - № 4. - С. 183-194.
6. Леонов, В. Ю. Основные особенности символико-графической системы манга и аниме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 2-1(28). - С. 115-118.
7. Леонов, В. Ю. Становление аниме, его отличительные стилистические особенности, различия с манга и художественно-технологические этапы создания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 12-3(26). - С. 99-103.
8. Липаева, Д. Е. Образ куклы в современном японском киноискусстве // Общество: философия, история, культура. - 2017. - № 1. - С. 151-153.
9. Лохова, В. А. Анализ образов народной демонологии в современной культуре японцев и саха // Ноэма (Архитектура.Урбанистика. Искусство). - 2019. - № 1(1). - С. 108-115.
10. Мартыненко, А. В. Особенности реализации визуальных образов в аниме // Симбирский научный вестник. - 2021. - Т. 44, № 2. - С. 86-91.
11. Наймушина, А. Н. Аниме: причины популярности // Социально-экономическое управление: теория и практика. - 2011. - № 1(19). - С. 155-161.
12. Понаморева, Ю. В. Аниме как отражение японской культурной идентичности // Молодой ученый. - 2015. - № 9(89). - С. 1298-1300.
13. Самойлова, Е. О. Эстетика аниме // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2010. С. 6.
14. Стебихова, Ю. Е. Визуализация эмоций как элемент семиотической системы репрезентации персонажей аниме и манги // Современный дискурс-анализ. - 2022. - № 2(30). - С. 65-75.