СЕМИОТИКА АНСЕЛЬМА КИФЕРА. АРХИВИРОВАНИЕ ФАКТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СИМВОЛИКИ ВИДИМОГО И НЕВИДИМОГО
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье будет рассмотрена проблема соотнесения знаков и символов семиотической системы Ансельма Кифера в связи с фактами исторического сознания и его нарратива. В качестве объекта исследования, будет взята картина Ансельма Кифера «Нюрнберг» (1982 г.) как репрезентант особенности творческого подхода автора, отражающий сочетание эстетики постмодерна, традиционализма и как репрезентант палимпсестного, творческого мышления автора. Творчество Ансельма Кифера развивается в направлении возврата идейной программы произведения в пространство поля изначальных символических природных смыслов. Природные смыслы интуитивно, на уровне глубинного подсознания, отражают суть исторических и социальных фактов. Натурфилософский подход к изложению исторических фактов, не только и не столько возвращает в естественное состояние культурно – цивилизационный дух, сколько утверждает неестественность «героической символики», которую могут использовать идеологи официальных государственных институций. Формализация явлений, фактов через призму «героической символики» может искажать их сущностность. Семиотика Ансельма Кифера как принцип архивирования и передачи исторических фактов, утверждает очищение от политических ассоциаций и возврат к культурному коду. Художественный язык Ансельма, представляется как универсальный текст, в пространстве которого процессуально сближаются множество смыслов, имплицитно содержащие невидимую и видимую символику. Маркируя аллюзии, художник указывает на фигуру речи, в которой скрыто упоминается обстоятельство и, на первый взгляд, несвязанный контекст. Маркируя факт с помощью текста, который начертан на полотне или непосредственно содержится в имени произведения искусства, мастер указывает на видимую часть программы произведения искусства. Таким образом, бинарный характер художественного языка А. Кифера, организует связь между текстом и подтекстом, видимой частью программы и невидимой. Нестандартный подход Ансельма, предлагает новый инструментарий исследования и демонстрирует технологию продуцирования новых смыслов.

Ключевые слова:
Ансельм Кифер, неоэкспрессионизм, экспрессионизм, философско-искусствоведческий анализ, «Нюрнберг» (1982)
Список литературы

1. Андреева, Е. Постмодернизм / Е. Андреева // Искусство второй половины ХХ - начала ХХІ века. - СПб.: Азбука-Классика. -2007. - 488 с.

2. Барт Р. От произведения к тексту / Барт Р //. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс. - 1994

3. Женетт, Ж. Палимпсесты: литература второй степени. - М.: Наука, -1982

4. Жуковский, В. И. и др. Всеобщая история искусства [Текст] / И. А Пантелеева, М. Г. Смолина, Н. А. Бахова, А. В. Клыкова, В. И. Жуковский, М. В. Тарасова, М. М. Миркес, Ю. С. Безгодова // Электронный учебно-методический комплекс. Красноярск ИПК СФУ. - Красноярск, - 2008. - 1020 с.

5. Замараева, Ю. С. Концепция транснациональной культуры и исследовательская программа культурных исследований Лукаша Шульца [Текст] / Ю. С. Замараева // Азия, Америка и Африка: история и современность. - 2023. - Т. 2, № 1. - С. 11-26. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2782-540X-2023-2-1-11-26. - EDN MHTDTJ.

6. Кистова А. В., Москалюк, М. В., Сертакова, Е. А., Дворецкая, А. П. Использование имени Василия Ивановича Сурикова в конструировании положительного образа города Красноярска [Текст] / А. В. Кистова, М. В. Москалюк, Е. А. Сертакова, А. П. Дворецкая // NB: Административное право и практика администрирования. - 2016. - № 6. - С. 115-127. - EDN XHXKZL.

7. Кистова, А. В. Синтетическая модель культуры и культурные практики [Текст] [Текст] / А. В. Кистова // Сибирский антропологический журнал. - 2020. - Т. 4, № 2. - С. 111-121. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2542-1816-2020-4-2-109-119. - EDN KLMBSN.

8. Колесник, М. А. Лещинская, Н. М., Сертакова, Е. А. Образ поэта-творца в символизме Гюстава Моро [Текст] / М. А. Колесник, Н. М. Лещинская, Е. А. Сертакова // Сибирский антропологический журнал. - 2019. - Т. 3, № 4. - С. 25-37. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2542-1816-2019-3-4-25-37. - EDN BTGMGM.

9. Колесник, М. А. Ситникова, А. А., Андрюшина, Я. Д. Искусственный интеллект как инструмент и соавтор в творчестве современных художников: примеры художественных практик и анализ произведений визуального искусства [Текст] / М. А. Колесник, А. А. Ситникова, Я. Д. Андрюшина // Социология искусственного интеллекта. - 2023. - Т. 4, № 1. - С. 37-51. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2712-939X-2023-4-1-37-51. - EDN UOQRVI.

10. Копцева, Н. П. Борисенко, А. М., Немаева, Н. О. Новое культурное пространство Сибири (на материале Красноярского края) [Текст] / Н. П. Копцева, А. М. Борисенко, Н. О. Немаева // Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2022. - 209 с. - ISBN 978-5-7638-4476-4. - EDN EJYPQV.

11. Копцева, Н. П. Пименова, Н. Н. Культурные трансформации: возможности изучения [Текст] / Н. П. Копцева, Н. Н. Пименова // Сибирский антропологический журнал. - 2020. - Т. 4, № 3. - С. 36-44. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2542-1816-2020-4-3-36-44. - EDN ENUIWR.

12. Копцева, Н. П., Середкина, Н. Н., Дегтяренко, К. А. Эстетические трансформации как идейная основа советского изобразительного искусства 1917-1922 гг. [Текст] / Н. П. Копцева, Н. Н. Середкина, К. А. Дегтяренко // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2023. - Т. 16, № 4. - С. 522-535. - EDN NZUUTM.

13. Кусков, С. Палимпсест постмодернизма как «сохранение следов традиции». Сергей Кусков о творчестве Ансельма Кифера / С. Кусков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://artcritic-kuskov.com/kiefer.html

14. Методы изучения культуры [Текст] / Н. П. Копцева, Ю. Н. Авдеева, К. А. Крупкина [и др.] ; Сибирский федеральный университет, Гуманитарный институт. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2020. - 184 с. - ISBN 978-5-7638-4350-7. - EDN GEDBOV.

15. Мозжухина, Т. В. Неоэкспрессионизм как феномен культуры Германии: «Новые дикие» Германии: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: спец. 24.00.01 «Теория и история культуры» / Т. В. Мозжухина// М., - 2001. - 24 с.

16. Омелик, А. А. Факторы влияния искусственного интеллекта на творческий процесс [Текст] / А. А. Омелик // Социология искусственного интеллекта. - 2023. - Т. 4, № 1. - С. 52-63. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2712-939X-2023-4-1-52-63. - EDN YTVWUK.

17. Осипова, Э. В., Пименова, Н. Н. Американская культура 1960-1980-х годов через призму независимого кинематографа [Текст] / Э. В. Осипова, Н. Н. Пименова // Азия, Америка и Африка: история и современность. - 2022. - Т. 1, № 1. - С. 1-14. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2782-540X-2022-1-1-1-14. - EDN YZOETI.

18. Павлова, Е. С. Анализ художественного языка картин и дневниковых рисунков Фриды Кало [Текст] / Е. С. Павлова // Цифровизация. - 2023. - Т. 4, № 1. - С. 41-49. - EDN DNGOWE.

19. Резникова, К. В. Ситникова, А. А., Замараева, Ю. С. Философия искусства в творчестве Эгона Шиле [Текст] / К. В. Резникова, А. А. Ситникова, Ю. С. Замараева // Сибирский антропологический журнал. - 2019. - Т. 3, № 4. - С. 38-48. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2542-1816-2019-3-4-38-48. - EDN TYAFFZ.

20. Рослякова, В. А. Визуализация этнокультурных идентичностей в кинопроизведениях Китая [Текст] / В. А. Рослякова // Азия, Америка и Африка: история и современность. - 2022. - Т. 1, № 1. - С. 15-25. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2782-540X-2022-1-1-15-25. - EDN RQAWGO.

21. Русская культурная идентичность в изобразительном искусстве XIX - начала XX века [Текст] / Н. П. Копцева, М. А. Колесник, Н. М. Лещинская, Д. Н. Самарина // Красноярск: Красноярская региональная общественная организация «Содружество просветителей Красноярья», 2023. - 124 с. - (Русская культура; Часть 1). - ISBN 978-5-6043407-4-5. - EDN CBYTXX.

22. Середкина, Н. Н. Кистова, А. В., Пименова, Н. Н. Три картины Эдварда Мунка: философско- искусствоведческий анализ цикла «Фриз жизни» [Текст] / Н. Н. Середкина, А. В. Кистова, Н. Н. Пименова // Сибирский антропологический журнал. - 2019. - Т. 3, № 4. - С. 49-64. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2542-1816-2019-3-4-49-64. - EDN WSEXKK.

23. Ситникова, А. А. Северные экспедиции и образ Арктики в зарубежной живописи XIX века [Текст] / А. А. Ситникова // Северные Архивы и Экспедиции. - 2022. - Т. 6, № 1. - С. 240-249. - DOIhttps://doi.org/10.31806/2542-1158-2022-6-1-240-249. - EDN KEPVYT.

24. Ситникова, А. А. Теоретические, прикладные и синтетические методы исследования культуры как социально-антропологической системы [Текст] / А. А. Ситникова // Социальная антропология Сибири. - 2021. - Т. 2, № 2. - С. 6-17. - EDN ICEFEC.

25. Ситникова, А. А., Ли, С. Три картины китайских современных художников городского округа Хулунбуир (автономный район Внутренняя Монголия) [Текст] / А. А. Ситникова, С. Ли // Сибирский антропологический журнал. - 2020. - Т. 4, № 3. - С. 118-129. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2542-1816-2020-4-3-118-129. - EDN ZGDPUB.

26. Сушинская, Ю. А. Советский кинематограф периода «оттепели»: анализ фильма «Я шагаю по Москве» Г. Данелия (1963) [Текст] / Ю. А. Сушинская // Цифровизация. - 2023. - Т. 4, № 1. - С. 31-40. - EDN HJQQBX.

27. Albano, A. P. (1998). Reflections on Painting, Alchemy, Nazism: Visiting with Anselm Kiefer. Journal of the American Institute for Conservation, 37 (3), 348-361.

28. Biro, M. (2003). Representation and Event: Anselm Kiefer, Joseph Beuys, and the Memory of the Holocaust. The Yale Journal of Criticism, 16 (1), 113-146.

29. Buchloh B. (1981). Figures of Authority, Ciphers of Regression: Notes on the Return of Representation in European Painting. October, 16, 39-68.

30. Huyssen A. (1989). Anselm Kiefer: The Terror of History, the Temptation of Myth. October, 48, 25-45.

31. Kiefer A. (2010). Die Kunst geht knapp nicht unter: Anselm Kiefer im Gespräch mit Klaus Dermutz. Suhrkamp Verlag, 265.

32. Kim S.-H. (2011). Malerei als bildnischer Dialog. Das Werk Anselm Kiefers in der Gegenwartskunst. Internationale Hochschulzeitschriften. Bd. 546. Münster: Waxmann Verlag, 352.

33. Meier C. (1992). Anselm Kiefer. Die Rückkehr des Mythos in der Kunst: Dis. Essen:Verlag Die Blaue Eule, 23.

34. Molesworth C. (1989). Anselm Kiefer and the Shapes of Time. Salmagundi, 82/83, 78-89.

35. Rampley М. (2000). In Search of Cultural History: Anselm Kiefer and the Ambivalence of Modernism. Oxford Art Journal, 23 (1), 75-96.

36. Rosenthal N. (1999). Anselm Kiefer: Works on Paper in the Metropolitan Museum of Art. New York, 136.

Войти или Создать
* Забыли пароль?