История кинематографа открывает нам не один забытый за ненадобностью жанр, картина мира которого не отвечала быстро меняющимся социальным, политическим и идеологическим вызовам. По этим же причинам в 80х гг. вестерну предрекали гибель, а работы К. Иствуда выпускались под предлогом прощания с некогда невероятно популярным жанром, долгое время считавшимся одним из элементов культурного кода Америки. Однако, несмотря на все прогнозы, в XXI веке вестерн переживает новую волну популярности. Режиссёры с мировым именем берутся за создание жанровых картин, несмотря на глобальные процессы слияния этих жанров, а также стилей и течений. В статье представлено исследование причин сохранения актуальности жанра вестерн на примере киноленты Джейн Кэмпион «Власть пса» 2021. В качестве гипотезы выступает тезис о том, что умелое обращение с жанровыми традициями позволяет режиссерам одновременно поддерживать актуальность жанра и не выпадать из современного контекста. В ходе исследования была выявлена художественная идея произведения, с помощью жанрового подхода разобраны семиотические уровни элементов, работающих на раскрытие данной идеи, затем соотнесены новизна данных приемов в жанровом поле кинокартины с причинами актуальности вестерна. Итогом исследования стало определение сути современного жанра вестерн в кинематографе XXI века, с его формальной стороны и идеологической.
вестерн, жанровый анализ, «Власть вестерна», нео-вестерн
1. Авдеева Е. «Неубиваемый вестерн: взлеты и падения самого американского жанра» [Электронный ресурс] // DTF. - 2018. - URL: https://dtf.ru/cinema/25570-neubivaemyy-vestern-vzlety-i-padeniya-samogo-amerikanskogo-zhanra.
2. Барышников, И. С. Летят журавли [Текст] / И. С. Барышников, Д. А. Духанин, В. А. Пашков // Памятные даты истории: сборник научных статей студентов. - Москва : Книгодел, 2022. - С. 124-128.
3. Безенкова, М. В. Эволюция имиджа героя в кинематографе «шестидесятников», или «Летят журавли» к «Заставе Ильича» [Текст] / М. В. Безенкова // Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2019. - №2. - С. 141-158.
4. Горячок, К. Л. Эволюция американского вестерна: витальность, эстетика, мифология [Текст] / К. Л. Горячок // Художественная культура. - 2020. -№2. -С. 220-228.
5. Жуковский, В. И. Теория изобразительного искусства [Текст] / В. И. Жуковский - Санкт-Петербург: Алетейя, 2011. - 496 с.
6. Жуковский, В. И. Пропозиции теории изобразительного искусства : учебное пособие [Текст] / В. И. Жуковский, Н. П. Копцева. - Красноярск: Красноярский государственный университет, 2004. - 256 с.
7. Зайцева, Л. А. Тема войны в кинематографе второй половины 50-х годов ХХ века [Текст] / Л. А. Зайцева // Вестник ВГИК. - 2012. - Т. 4, № 2-3. - C. 20-30.
8. Замараева, Ю. С. Понятия «нация», «национализм», «национальное государство» как элементы проекта модерна [Текст] / Ю. С. Замараева // Социальная антропология Сибири. - 2021. - Т. 2, №. 2. - С. 36-67.
9. Замараева, Ю. С. Формирование понятия «сложная идентичность» в современных гуманитарных науках [Текст] / Ю. С. Замараева // Сибирский антропологический журнал. - 2020. - Т. 4, №. 2. - С. 89-102.
10. Замараева, Ю. С. Медийный образ территорий Российской империи в журнале «Природа и люди» (1913 год издания) [Текст] / Ю. С. Замараева., Н. Н. Середкина, А. А. Шпак [и др.] // Былые годы. - 2022. - № 17. - С. 1010-1021.
11. Захаров, Д. В. Эволюция киновестерна в русле циклических процессов (1980-е-2010-е годы) : дис. ... канд. искусств. : 17.00.03 [Текст] / Захаров Дмитрий Владиславович. - Москва, 2019. - 178 с.
12. Зорин, А. Н. «Мир Дикого Запад». От эволюции до революции вестерна [Текст] / А. Н. Зорин // Наука телевидения. - 2020. - №16. - С. 61-85.
13. Каримова, Э. Г. Переосмысление жанра вестерна в романе Кормака Маккарти «Старикам тут не место» [Текст] / Э .Г. Каримова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2014. - № 2(3). - С. 249-253.
14. Кистова, А. В. Культура как фактор социальной динамики [Текст] / А. В. Кистова // Северные архивы и экспедиции. - 2020. - Т. 4, № 2. - С. 100-111.
15. Кистова, А. В. Синтетическая модель культуры и культурные практики [Текст] / А. В. Кистова // Сибирский антропологический журнал. - 2020. - Т. 4, № 2. - С. 111-121.
16. Кистова, А. В. Произведения архитектуры и культурная идентичность [Текст] / А. В. Кистова, А. Н. Тамаровская // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 597.
17. Колесник, М. А. Специфика понимания слова «Родина» студентами Сибирского федерального университета [Текст] / М. А. Колесник // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - С. 648.
18. Методы изучения культуры : учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.01 «Культурология» [Текст] / Н. П. Копцева, Ю. Н. Авдеева, К. А. Крупкина [и др.]. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2020. - 182 с.
19. Теория и практика прикладных культурных исследований: региональный проект [Текст] / Н. П. Копцева, А. В. Бралкова, А. А. Герасимова [и др.]. Санкт-Петербург: Эйдос, 2013. - 224 с.
20. Новая арт-критика на берегах Енисея [Текст] / Н. П. Копцева, А. В. Бралкова, А. А. Герасимова [и др.]. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. - 340 c.
21. Копцева, Н. П. Формирование российской культурной идентичности в образовательной деятельности современного университета посредством изучения истории русского изобразительного искусства [Текст] / Н. П. Копцева, Н. М. Либакова // Педагогика искусства. - 2012. - № 4. - С. 7-29.
22. Копцева, Н. П. Культурная память и этническая идентификация [Текст] / Н. П. Копцева, Ю. Н. Менжуренко, К. А. Дегтяренко // Сибирский федеральный университет, Гуманитарный институт. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2022. - 250 с.
23. Корте Г. Введение в системный киноанализ c примерами исследований на материале фильмов «Забриски Пойнт» (Антониони, 1969), «Мизери» (Райнер, 1990), «Список Шиндлера» (Спилберг, 1993), «Ромео и Джульетта» (Лурман, 1996) [Текст] / П. Дрекслер, Г. Корте, Г.-П. Роденберг, Й. Тиле; пер. с нем. М. Юдсон, Е. Смирновой (ч. вторая, гл. II, III); под науч. ред. И. Кушнаревой; предисл. А. Павлова. - Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. - 360 с.
24. Кремлев, Г. Д. Михаил Калатозов [Текст] / Г. Д. Кремлев. - Москва: Искусство, 1964. - 244 с.
25. Крикунова, Е. К. Мир голливудского вестерна [Текст] / Е. К. Крикунова // Артикульт. - 2012. - № 5(1). - С. 26-36.
26. Криштул Б. И. Долгая дорога в Канны (Михаил Калатозов) [Текст] / Б. И. Криштул. - Москва: Крафт, 2022. - 463 с.
27. Левченко Ян Жанр освобожденный. Авторский вестерн - о будущем цивилизации [Текст] / Ян Левченко // Философско-литературный журнал «Логос». - 2014. -№ 6(102) - С.135-148.
28. Немченко, Л. М. «Советское кино во Франции: от «Поликушки» до «Летят журавли». Эстетика, политика, институты (что и где могли смотреть французы в 20-50-хх гг. XX в.» [Текст] / Л. М. Немченко // Политизация поля искусства: исторические версии, теоретические подходы, эстетическая специфика: сборник научных статей под ред. Т.А. Кругловой. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2015. - С. 159-172.
29. Пименова Н.Н. Психология художественного творчества как система знаний о закономерностях развития души посредством художественного творчества: разработка учебного курса [Текст] / Пименова Н.Н. // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2006. - № 10. - С. 86-100.
30. Розов В. С. «Летят журавли» из серии «Шедевры советского кино [Текст] / В. С. Розов, С. И. Фрейлих. - Москва: Искусство, 1972. - 148 с.
31. Семенов М. Фильм, с которого все началось: «Летят журавли» [Электронный ресурс] // Искусство кино. - 2019. - URL: https://kinoart.ru/texts/film-s-kotorogo-vse-nachalos-fenomen-letyat-zhuravli
32. Середкина, Н. Н. Антропологические и этнологические подходы к изучению общероссийской гражданской идентичности [Текст] / Н. Н. Середкина // Сибирский антропологический журнал. - 2022. - Т. 6, № 1. - С. 111-121.
33. Середкина, Н. Н. Общероссийская гражданская идентичность как фактор интеграции общества [Текст] / Н. Н. Середкина // Сибирский антропологический журнал. - 2022. - Т. 6, № 2. - С. 125-135.
34. Образ сибирских территорий Российской империи в журнале «Сибирский наблюдатель» (1901-1906 годы издания) [Текст] / Н. Н. Середкина, А. А. Шпак, Н. Н. Пименова [и др.] // Былые годы. - 2022. - № 17 (3). - С. 1385-1396.
35. Сертакова, Е. А. Социальные системы, модели, трансформации: анализ теоретических подходов [Текст] / Е. А. Сертакова // Социальная антропология Сибири. - 2021. - Т. 2, № 2. - С. 18-35.
36. Сертакова, Е. А. Проблема национальной идентичности в современном китайском кинематографе (материковый Китай, Гонконг, Тайвань) [Текст] / Е. А. Сертакова, Р. Е. Хуснуллина // ARTE: Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. - 2022. - №. 1. - С. 95-102.
37. Райт У. Индивиды и ценности: классический сюжет вестерна [Текст] / У. Райт // Философско-литературный журнал «Логос». - 2010. - №6 (79). - С.119-150.
38. Abbasov, J. (2021). Film at Lincoln Center «Jane Campion & Sofia Coppola on The Power of the Dog and Filmmaking Process». [Electronic source] URL://www.filmlinc.org/daily/jane-campion-and-sofia-coppola-on-the-power-of-the-dog/
39. Agresta, M. (2013). How the Western was lost (and why it matters). The Atlantic, 24.
40. Anderson, R. (1979). The Role of the Western Film Genre in Industry Competition, 1907-1911. Journal of the University Film Association, 31(2), 19-27.
41. Campion, J. (2021). Film at Lincoln Center: Jane Campion, Benedict Cumberbatch, Kirsten Dunst & More on The Power of the Dog. Press tour. [Electronic source] URL: (https://www.youtube.com/watch?v=6CgPUPEe15E)
42. Chandler, D. (1997). An Introduction to Genre Theory. [Electronic source] URL://www.aber.ac.uk/media/Documents/intgenre/chandler_genre_theory.pdf/
43. Condee, N. (2009). Veronika fuses out: Rape and medium specificity in The Cranes are Flying. Studies in Russian and Soviet Cinema, 3(2), 173-183. doi:https://doi.org/10.1386/srsc.3.2.173_1.
44. Ramirez, R. (2022). Secrets of the Western Genre. [Electronic resource] URL:https://storygrid.com/western-genre/
45. Rieupeyrout, J. L. (1952). The Western: A historical genre. The Quarterly of Film Radio and Television, 7(2), 116-128.
46. Sharf, Z (2022). Sam Elliott Slams ‘Power of the Dog’ as ‘Piece of S-,’ Criticizes Its ‘Allusions of Homosexuality’ [Electronic source] URL://www.google.com/amp/s/variety.com/2022/film/news/sam-elliot-slams-the-power-of-the-dog-homosexuality-1235192840/amp/
47. Sims, D. (2021). The Biblical Clash at the Core of The Power of the Dog. [Electronic source] URL://www.theatlantic.com/culture/archive/2021/12/the-power-of-the-dog-movie-review-benedict-cumberbatch/620885/
48. Spicer, J. A. (2012). The changing face of the western: an analysis of Hollywood western films from director John Ford and others during the years 1939 to 1964.
49. Tudor, A. (1973). Film Genre: Theory and Criticism. University of York. 131-152
50. Woll J. (2003). The cranes are flying. London : Bloomsbury Publishing, 112.