Аркадные видеоигры Японии в 1970-е годы: особенности топологии
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Игровая индустрия Японии является важной частью общемировой игровой культуры, причём не только на современном этапе её существования, но и в исторической перспективе. В 1980-е годы именно японские видеоигры помогли индустрии выйти из состояния кризиса, во многом пересоздав сам социальный институт. При этом уже в 1970-е годы Япония становится значимым партнёром США в создании нового медиа. Важную роль в этом процессе играют аркадные видеоигры, которые являются переходным звеном между аркадными игровыми автоматами и собственно домашними видеоиграми. Используя метод топологического анализа, становится возможным выявить некоторые значимые элементы их исторического формирования, объяснить особенности складывающейся онтологии и провести определённые границы между новыми и старыми медиа-режимами, сменяющимися в конце XX века. Описательный анализ компонентов видеоигровой онтологии показывает, что в 1980-е годы аркадные видеоигры Японии организованы двумя значимыми тенденциями. Во-первых, существует пространство, тяготеющее к аркадным играм как таковым – для таких проектов характерно включение игрока-человека в качестве элемента, дополняющего игровое пространство. Во-вторых, возникают новые видеоигры, которые отделяют игрока-человека от актора игрока внутри игрового пространства. И те и другие игры примерно схожим образом воспринимают оставшиеся компоненты: для них важна роль экрана как жёстко определяющего игровое пространство, локальные временные агенты и неинтеллектуальные игровые объекты. Тем не менее, второй вариант агентивности игрока создаёт новый терминальный объект, игру Space Invaders, которая высвечивает значимость взаимодействия пространств возможностей всех игровых элементов, заставляя игрока на равных общаться с игровым миром. В результате, именно аркадные видеоигры Японии 1970-х годов становятся первым звеном в формировании собственно видеоигровой топологии, отличающей их от топологии предшествующих игровых медиа.

Ключевые слова:
Аркадная видеоигра, Япония, топология, медиа-археология
Список литературы

1. Bódi B. Videogames and Agency. Taylor & Francis, 2023, 226 p.

2. Dilon, R. The Golden Age of Video Games. Routledge, 2011, 218 p.

3. Hutchinson, R. Japanese Culture Through Videogames. Routledge, 2019, 303 p.

4. Huhtamo, E., Parikka, J. Media Archeology: Approaches, Applications and Implications. University of California Press, 2011, 368 p.

5. Kamm, B.-O. Role-Playing Games of Japan: Transcultural Dynamics and Orderings. Palgrave Macmillan Cham, 2021, 300 p.

6. Kobayashi N., Koyama Y. The Early History of the Hobbyist Production Field of Video Games and its Impacts on the Establishment of Japan’s Video Game Industries //Replaying Japan. 2020, 2(2020), pp. 73-82.

7. Kohel, C. Power Up: How Japanese Videogames Gave the World an Extra Live. DoverPublications Inc., 2016, 344 p.

8. Koyama, Yu. History of the Japanese Video Game Industry. Springer, 2023, 281 p.

9. Mandiberg S. Video Games Have Never Been Global: Resituating Video Game Localization History //Game History and the Local. Cham, Springer International Publishing, 2021, pp. 177-198.

10. Newman, M. Z. Atari Age: The Emergence og Video Games in America. MIT Press, 2017, 243 p.

11. Saito, K. From novels to video games: Romantic love and narrative form in Japanese visual novels and romance adventure games //Arts. 2021, 10(3), pp. 42-60.

12. Semenova, A. A. Modern Practices of Foresight Research of the Future of Social-Anthropological Systems, Including Ethnical Cultural Populations / A. A. Semenova // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. – 2010. – Vol. 3, No. 5. – P. 667-676. – EDN MUPZWF.

13. Альбов, А. П. Семья и нравственно-правовая социализация личности / А. П. Альбов, В. Ю. Панченко // Сибирский антропологический журнал. – 2024. – Т. 8, № 2. – С. 175-183. – EDN FFFTZS.

14. Валиахметова, Г. Н., Билоброва, А. Е. Особенности становления и развития индустрии видеоигр Японии в последней четверти ХХ-XXI веке // Научный диалог. 2019, 11, с. 245-257.

15. Дегтяренко, К. А. Цифровая политика Китая: цифровой образ национального государства / К. А. Дегтяренко, В. И. Кирко // Цифровизация. – 2023. – Т. 4, № 4. – С. 8-25. – EDN CRZWMF.

16. Дегтяренко, К. А. Дайджест новостей в области искусственного интеллекта / К. А. Дегтяренко, Ю. Н. Менжуренко // Социология искусственного интеллекта. – 2024. – Т. 5, № 2. – С. 73-85. – EDN CMLWAQ.

17. Ермаков, Т. К. Искусственный интеллект как приём: методико-теоретическое основание исследования видеоигрового искусственного интеллекта // Социология искусственного интеллекта. 2023, 4(3), с. 56-63.

18. Ермаков, Т. К. Теоретико-методологические основания топологического анализа видеоигр:опыт сравнения игр для консолей Atari 2600 и Nintendo Entertainment System // Северные Архивы и Экспедиции. 2023, 7(2), с. 116-125.

19. Жигаева, А. А. Культурные повороты: исследование пространств взаимодействий системы визуального искусства. Посреднический аспект / А. А. Жигаева // Северные Архивы и Экспедиции. – 2024. – Т. 8, № 1. – С. 127-136. – EDN QFDHCD.

20. Жигаева, А. А. Природа искусства в инсталляции Джозефа Кошута «Один и три стула» (на примере инсталляции из Museum of Modern art в Нью-Йорке) / А. А. Жигаева // Сибирский искусствоведческий журнал. – 2024. – Т. 3, № 2. – С. 20-33. – DOIhttps://doi.org/10.31804/2782-4926-2024-20-33. – EDN FRAGAO.

21. Замараева, Ю. С., Копцева, Н. П. Индустрия 4.0 к Индустрии 5.0: концепция Гэри Меткалфа // Цифровизация. 2024, 5(2), с. 8-40.

22. Карлова, О. А. Идентификация профессионального выбора студентов-педагогов: ценностно-культурный аспект / О. А. Карлова, О. В. Мясоутов // Сибирский антропологический журнал. – 2024. – Т. 8, № 3. – С. 16-24. – EDN KLUZGF.

23. Квашнина, Ю. В. Изобретение традиций как социальная технология и культурные практики индустриализации Красноярского края 1960-1980-х гг / Ю. В. Квашнина // Северные Архивы и Экспедиции. – 2024. – Т. 8, № 2. – С. 22-30. – EDN EQBAFM.

24. Квашнина, Ю. В. Эстетические культурные практики индустриализации Красноярского края1960-1970 гг. В свете концепции «мягкой силы» Джозефа ная / Ю. В. Квашнина // Северные Архивы и Экспедиции. – 2024. – Т. 8, № 3. – С. 61-67. – EDN TAURKL.

25. Ким, Е. А. Образы хтонических существ в современной массовой культуре Японии // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021, 2(16), с. 130-133.

26. Ковалевский, С. Л. Множества Виктора Сачивко / С. Л. Ковалевский // Сибирский искусствоведческий журнал. – 2024. – Т. 3, № 3. – С. 47-58. – DOIhttps://doi.org/10.31804/2782-4926-2024-3-3-47-58. – EDN HRMKRE.

27. Колесник, М. А. Философские основы цифрового гуманизма / М. А. Колесник, Н. П. Копцева // Цифровизация. – 2024. – Т. 5, № 1. – С. 18-34. – EDN DOHPLW.

28. Копцева, Н. П. Актуальные тенденции влияния искусственного интеллекта на современную визуальную культуру / Н. П. Копцева, А. А. Шпак, М. С. Копцева // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2024. – Т. 17, № 7. – С. 1257-1268. – EDN LVMULS.

29. Копцева, Н. П. Анализ экспертных мнений проекта "Столетнее исследование искусственного интеллекта (AI100) 2021 г." / Н. П. Копцева, Ю. С. Замараева, Ю. Н. Менжуренко // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2024. – Т. 17, № 8. – С. 1494-1503. – EDN YTMRTL.

30. Копцева, Н. П. Современные исследования в области социологии искусственного интеллекта: базовые подходы. Часть 6.5 / Н. П. Копцева, Ю. С. Замараева // Социология искусственного интеллекта. – 2024. – Т. 5, № 1. – С. 8-20. – EDN IVJCUH.

31. Моисеева, И. Ю., Антипова, О. И. Молчание как вид невербального общения в культуре Японии // Мир науки, культуры, образования. 2022, 3(94), с. 253-255.

32. Мошняга, П. А. Японская культура в глобализирующемся мире // Знание. Понимание. Умение. 2008, 3, с. 24-29.

33. Никитина, М. А. Образ жизни России в начале XXI века на материале анимации студии "Мельница" / М. А. Никитина, Н. Н. Пименова // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. – 2014. – № 2(6). – С. 49. – EDN RVWGNZ.

34. Носов, М. Г. США - Япония: от "шоков Никсона" к "битью Японии" при Рейгане (1974-1989) // США и Канада: экономика, политика, культура, 2020, 50(7), с. 61-78.

35. Середкина, Н. Н. Антропологические и этнологические подходы к изучению общероссийской гражданской идентичности / Н. Н. Середкина // Сибирский антропологический журнал. – 2022. – Т. 6, № 1. – С. 111-121. – DOIhttps://doi.org/10.31804/2542-1816-2022-6-1-111-121. – EDN AHNUED.

36. Сертакова, Е. А. Социальный конструктивизм как концепция конструирования этноса / Е. А. Сертакова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 999. – EDN RVDCOR.

37. Ситникова, А. А. Красноярская художественная культура конца XX - начала XXI вв. / А. А. Ситникова. – Красноярск: Красноярская региональная общественная организация Содружество, 2024. – 214 с. – ISBN 978-5-605-07713-8. – EDN KXCRLH.

38. Скворцова, Е. Л. Глобализация и японская культурная традиция // История и культура Японии. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики. 2022, с. 301-308.

39. Скворцова, Е. Л. К вопросу о влиянии глобализации на процессы духовного развития в Японии // Вестник Института востоковедения РАН. 2021, 4(18), с. 67-74.

40. Скроботова, Я. А., Саморядова, Я. И. Обзор выставки японской фотографии "SAMURAI FOTO. Мастера японского пейзажа" в музее "площадь мира" в Г. Красноярске // Социология искусственного интеллекта. 2022, 3(4), с. 82-94.

41. Социология искусственного интеллекта: подходы, методы, проблемы / Н. П. Копцева, Ю. С. Замараева, К. А. Дегтяренко [и др.]. – Красноярск: Красноярская региональная общественная организация "Содружество просветителей Красноярья", 2024. – 344 с. – ISBN 978-5-605-07717-6. – EDN GHNIWW.

42. Столярчук, О. С. Отражение японской культуры в видеоиграх // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2021, 5, с. 15-18.

43. Тимонина, И. Л., Аримов, М. М. Э. Анимэ-индустрия: традиционная культура и новые бизнес-технологии // Ежегодник Япония. 2023, 52, с. 65-83.

44. Хованчук, О. А., Крюкова, А. Ю. Поп-культура как часть «мягкой силы» Японии // Заметки ученого. 2023, 7, с. 231-234.

45. Шпак, А. А. Проблемы применения технологий искусственного интеллекта в социологическом аспекте / А. А. Шпак // Социология искусственного интеллекта. – 2021. – Т. 2, № 4. – С. 43-46. – DOIhttps://doi.org/10.31804/2712-939X-2021-2-4-43-46. – EDN QVBASW.

46. Шпак, А. А. Будущее сферы труда для научно-технологического развития региона: тенденции, концепции, технологии, направления исследования / А. А. Шпак, Р. А. Барышев // Северные Архивы и Экспедиции. – 2024. – Т. 8, № 1. – С. 9-18. – EDN ROUKGT.

47. Шпак, А. А. Концепция Владимира Геройменко «Дополненная реальность и искусственный интеллект. Слияние передовых технологий» (Springer, 2023) / А. А. Шпак, В. И. Кирко // Социология искусственного интеллекта. – 2023. – Т. 4, № 3. – С. 22-40. – EDN BPNIHE.

48. Эволюция цифрового искусства: анализ NFT-платформ на основе торговой площадки «Opensea» / А. А. Шурманова, С. А. Михайлова, А. С. Суетина [и др.] // Сибирский искусствоведческий журнал. – 2024. – Т. 3, № 1. – С. 29-48. – DOIhttps://doi.org/10.31804/2782-4926-2024-3-1-29-48. – EDN OBULPA.

Войти или Создать
* Забыли пароль?