Данная статья посвящена анализу перформативных актов в современной российской музыкальной культуре на примере творчества группы «Shortparis», выявлению их своеобразия и синтеза с используемыми перформативными практиками, их репрезентативность. В ходе исследования был определен характер связи и соподчиненности музыкальных, лирических и визуальных аспектов творчества группы на всех уровнях, активно использующих художественные приемы перформативности. Анализ основных характеристик перформатизма группы «Shortparis» позволил определить особенности использования перформативных актов в своих представлениях, а также установить репрезентативность используемых перфомративных практик в контексте мировой и российской музыкальных культур. Вторая часть исследовательской работы посвящена анализу конкретных произведений перформативного искусства группы «Shortparis» и выявлению в них характерных черт перформатизма. Было выявлено, что провокационность путем затрагивания болевых культурных точек, а также активная декламация бинарных оппозиций в слове и музыке выступили основой перформатизма группы.
перформанс, теория перформатизма, перформативные акты, музыкальная культура, Shortparis
1. Асадчих, А.А., Сушинская, Ю.А. Исследовательские подходы к проведению цифровых культурных исследований: аналитический обзор [Текст] / А. А. Асадчих, Ю. А. Сушинская // Цифровизация. – 2023. – Т. 4, № 4. – С. 26-33. – EDN QGYDDK.
2. Бишоп, К. Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства [Текст] / К. Бишоп. – Москва: V-A-C Press, 2018. – 522 с.
3. Бишоп, К. Искусство инсталляции [Текст] / К. Бишоп. – Москва: Ад Маргинем пресс, 2022. – 192 с.
4. Булычева, Д. Ф. Перформанс и хэппенинг как постмодернистские феномены постсоветской российской культуры [Текст] / Д.Ф. Булычева. – Астрахань, 2012. – 24 с.
5. Геббельс, Х. Эстетика отсутствия. Тексты о музыке и театре [Текст] / Х. Геббельс. – Москва, 2015. – 272 с.
6. Голдберг, Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней [Текст] / Р. Голдберг. – Москва: Ад Маргинем Пресс; Garage, 2017. – 320 с.
7. Демехина, Д. О. К вопросу о концептуализации перформанса [Текст] / Д. О. Демехина // Артикульт. – 2017. – № 28(4). – С. 144-152.
8. Демидова, К.А. Феномен «иного» в японской культуре (на материале анализа аниме-сериала «Another» (2012 Г.)) [Текст] / К. А. Демидова // Азия, Америка и Африка: история и современность. – 2023. – Т. 2, № 3. – С. 43-52. – DOIhttps://doi.org/10.31804/2782-540X-2023-2-3-43-52. – EDN RQLHYA.
9. Ермаков, Т. К. Особенности трансформации нарративных схем при изменении медийной основы произведения (на материале анализа книги, фильма и игры "Крестный отец") / Т. К. Ермаков, К. А. Дегтяренко, А. А. Шпак // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2024. – Т. 17, № 1. – С. 42-54. – EDN EWCFAE.
10. Ермаков, Т.К., Дегтяренко, К.А., Шпак, А.А. Конструирование художественных метанарративов в современной культуре: формальные и смыслообразующие аспекты [Текст] / Т. К. Ермаков, К. А. Дегтяренко, А. А. Шпак // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2024. – Т. 17, № 4. – С. 681-693. – EDN LQPLYW.
11. Жуковский, В.И., Копцева, Н.П. Пропозиции теории изобразительного искусства: учебное пособие [Текст] / В. И. Жуковский, Н. П. Копцева; Министерство образования Российской Федерации, Красноярский государственный университет. – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2004. – 265 с. – ISBN 5-7638-0494-5. – EDN QXPZAZ.
12. Журомская, Е.Ю., Сертакова, Е.А. Современная американская кинофантастика как феномен многомерной картины мира: анализ фильма «Интерстеллар» К. Нолана [Текст] / Е. Ю. Журомская, Е. А. Сертакова // Азия, Америка и Африка: история и современность. – 2024. – Т. 3, № 2. – С. 35-51. – DOIhttps://doi.org/10.31804/2782-540X-2024-3-2-35-51. – EDN NPULAK..
13. Замараева, Ю.С., Копцева, Н.П. Индустрия 4.0 к Индустрии 5.0: концепция Гэри Меткалфа [Текст] / Ю. С. Замараева, Н. П. Копцева // Цифровизация. – 2024. – Т. 5, № 2. – С. 8-40. – EDN TSUIJN.
14. Карлова, О.А., Копцева, Н.П., Резникова, К.В., Ситникова, А.А. Воспитательный потенциал литературного жанра фэнтези для современной подростковой культуры [Текст] / О. А. Карлова, Н. П. Копцева, К. В. Резникова, А. А. Ситникова // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 4. – С. 189-201. – DOIhttps://doi.org/10.15293/2658-6762.2004.12. – EDN DUJLUL.
15. Кейдж, Дж. Будущее музыки [Текст] / Дж. Кейдж // Музыкальная академия: научно-теоретический и критико-публицистический журнал. – 1997. – № 2. – С. 210-211.
16. Кейдж, Дж. Тишина: лекции и статьи [Текст] / Дж. Кейдж – Вологда: БМК, 2012. – 384 с.
17. Кожевникова, А. Р. Перформанс в музыке: теоретические аспекты [Текст] / А. Р. Кожевникова // Журнал Общества теории музыки. – 2022. – С. 39-46.
18. Колесник, М.А., Копцева, Н.П. Философские основы цифрового гуманизма [Текст] / М. А. Колесник, Н. П. Копцева // Цифровизация. – 2024. – Т. 5, № 1. – С. 18-34. – EDN DOHPLW.
19. Колесник, М.А., Омелик, А.А. Искусственный интеллект в сфере культуры и искусства: обзор зарубежных публикаций [Текст] / М. А. Колесник, А. А. Омелик // Социология искусственного интеллекта. – 2024. – Т. 5, № 2. – С. 59-72. – EDN WEJDDH.
20. Копцева, Н.П., Авдеева, Ю.Н., Крупкина, К.А. [и др.]. Методы изучения культуры [Текст] / Н. П. Копцева, Ю. Н. Авдеева, К. А. Крупкина [и др.]; Сибирский федеральный университет, Гуманитарный институт. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2020. – 184 с. – ISBN 978-5-7638-4350-7. – EDN GEDBOV.
21. Копцева, Н.П., Бралкова, А.В., Герасимова, А.А. [и др.]. Новая арт-критика на берегах Енисея [Текст] / Н. П. Копцева, А. В. Бралкова, А. А. Герасимова [и др.]. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. – 340 с. – ISBN 978-5-7638-2537-4. – EDN VIQKIB.
22. Копцева, Н.П., Сертакова, Е.А. Социокультурное пространство современного российского города: (на материале анализа города Красноярска) [Текст] / Н. П. Копцева, Е. А. Сертакова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. – 128 с. – ISBN 978-5-7638-3345-4. – EDN VNUWFD.Методы изучения культуры / Н. П. Копцева, Ю. Н. Авдеева, К. А. Крупкина [и др.] ; Сибирский федеральный университет, Гуманитарный институт. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2020. – 184 с. – ISBN 978-5-7638-4350-7. – EDN GEDBOV.
23. Липовецкий, М. Перформативные практики позднесоветского андеграунда [Текст] / М. Липовецкий // Koinon. – 2021. – Т. 2. – № 2. – С. 106-141.
24. Меньшиков, Л. А. Перформанс как пародия [Текст] / Л. А. Меньшиков // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – 2018. – № 2 (55). – С. 113-129.
25. Михайлова, С.А. Проект системы искусственного интеллекта для сохранения музыкального наследия коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: на примере музыкальной культуры хантов [Текст] / С. А. Михайлова // Социология искусственного интеллекта. – 2023. – Т. 4, № 4. – С. 45-55. – EDN IIXYLI.
26. Обухова, А. В. Перформанс в России. 1910–2010. Картография истории [Текст] / А.В. Обухова. – Москва: Garage, 2014. – 279 с.
27. Омелик, А.А. Анализ позиции творческих деятелей и институций в отношении авторского права на произведения, созданные с помощью ИИ [Текст] / А. А. Омелик // Социология искусственного интеллекта. – 2023. – Т. 4, № 4. – С. 39-44. – EDN GQAZJH.
28. Остин, Дж. Как совершать действия при помощи слов [Текст] / Дж. Остин – Москва: Пресс: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 332 с.
29. Пашова, Э.В. "Супербоги": как создатели комиксов осмысляют архетипы супергероев [Текст] / Э. В. Пашова // Северные Архивы и Экспедиции. – 2020. – Т. 4, № 3. – С. 100-110. – DOIhttps://doi.org/10.31806/2542-1158-2020-4-3-100-110. – EDN LFNHAG.
30. Пашова, Э.В. Демонстрация социальных моделей посредством пути архетипического героя (на материале анализа полнометражных анимационных фильмов "Холодное сердце" и "Холодное сердце II") [Текст] / Э. В. Пашова // Сибирский антропологический журнал. – 2020. – Т. 4, № 3. – С. 106-117. – DOIhttps://doi.org/10.31804/2542-1816-2020-4-3-106-117. – EDN MFTERO.
31. Пашова, Э.В. Иконофобия или иконофилия: рецензия на книгу У. Дж. Т. Митчелла «Иконология. Образ. Текст. Идеология» [Текст] / Э. В. Пашова // Сибирский антропологический журнал. – 2023. – Т. 7, № 3. – С. 67-80. – EDN ZFMVEI.
32. Пашова, Э.В. Методология изучения комиксов в современных научных реалиях [Текст] / Э. В. Пашова // Сибирский антропологический журнал. – 2019. – Т. 3, № 1. – С. 40-58. – DOIhttps://doi.org/10.31804/2542-1816-2019-3-1-40-58. – EDN YWZRQL.
33. Пашова, Э.В. Роботы с искусственным интеллектом в современной визуальной культуре: анализ образа персонального помощника по уходу за здоровьем - Бэймакса - в полнометражном анимационном фильме «Город героев» и его сериальных продолжениях [Текст] / Э. В. Пашова // Сибирский антропологический журнал. – 2023. – Т. 7, № 3. – С. 25-36. – EDN ZANNHD.
34. Петров, В. О. Под знаком перформанса монография [Текст] / В. О. Петров // Музыкальная академия: научно-теоретический и критико-публицистический журнал. – 2012. – № 2. – С. 123–127.
35. Семенова, А.А. Визуальная культура модернизированного социума [Текст] / А. А. Семенова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2012. – № 3(18). – С. 145-149. – EDN PYJUXD.
36. Сергеева, Н.А., Кистова, А.В., Ермаков, Т.К., Омелик, А.А. Художник в периодическом издании Российской империи «Вестник изящных искусств» 1880-х годов [Текст] / Н. А. Сергеева, А. В. Кистова, Т. К. Ермаков, А. А. Омелик // Былые годы. – 2023. – № 18(3). – С. 1396-1408. – DOIhttps://doi.org/10.13187/bg.2023.3.1396. – EDN SJPXKD.
37. Сертакова, Е.А., Ситникова, А.А., Колесник, М.А. Компьютерное искусство 1960-1980-х годов [Текст] / Е. А. Сертакова, А. А. Ситникова, М. А. Колесник // Социология искусственного интеллекта. – 2022. – Т. 3, № 3. – С. 69-90. – DOIhttps://doi.org/10.31804/2712-939X-2022-3-3-69-90. – EDN JUGALR.
38. Ситникова, А.А. Творчество южноафриканского художника Уильяма Кентриджа в исследовательской литературе и анализ анимационного фильма «Феликс в изгнании» [Текст] / А. А. Ситникова // Азия, Америка и Африка: история и современность. – 2024. – Т. 3, № 1. – С. 6-17. – DOIhttps://doi.org/10.31804/2782-540X-2024-3-1-6-17. – EDN JEJEED.
39. Ситникова, А.А., Жигаева, А.А., Федорова, А.А., Санг, М. Творчество красноярского художника Василия Слонова [Текст] / А. А. Ситникова, А. А. Жигаева, А. А. Федорова, М. Санг // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2022. – Т. 15, № 6. – С. 879-893. – DOIhttps://doi.org/10.17516/1997-1370-0894. – EDN ILOJUX.
40. Ситникова, А.А., Сертакова, Е.А. Художественный образ искусственного интеллекта в анимации XXI века [Текст] / А. А. Ситникова, Е. А. Сертакова // Социология искусственного интеллекта. – 2022. – Т. 3, № 2. – С. 57-70. – DOIhttps://doi.org/10.31804/2712-939X-2022-3-2-57-70. – EDN FNLDPE.
41. Федосеева, И. Перформансы и художественное творчество в современной культуре [Текст] / И. Федосеева // Издательство «Эйдос». – 2015. – С. 107-114.
42. Фишер-Лихте, Э. Эстетика перформативности [Текст] / Э. Фишер-Лихте. – Москва: Канон плюс, 2015. – 376 с.
43. Хворостов, В.В. Проблемы взаимодействия ИИ и искусства и возможности их решения глазами профессионального сообщества: на материале Г. Красноярска [Текст] / В. В. Хворостов // Социология искусственного интеллекта. – 2024. – Т. 5, № 1. – С. 34-41. – EDN UQNFVA.
44. Шпак, А.А. Механизмы искусственного интеллекта для социального моделирования в сфере образования [Текст] / А. А. Шпак // Социология искусственного интеллекта. – 2024. – Т. 5, № 2. – С. 86-95. – EDN EIWQDE.
45. Шпак, А.А. Роботы наступают: развитие технологий и будущее без работы. Рецензия на книгу автора Мартина Форда [Текст] / А. А. Шпак // Социология искусственного интеллекта. – 2023. – Т. 4, № 1. – С. 64-70. – DOIhttps://doi.org/10.31804/2712-939X-2023-4-1-64-70. – EDN DRQHWW.
46. Шпак, А.А., Кирко, В.И. Концепция «третьей культуры» Штефана Бруннхубера: влияние искусственного интеллекта на общество и познание в XXI веке [Текст] / А. А. Шпак, В. И. Кирко // Социология искусственного интеллекта. – 2024. – Т. 5, № 1. – С. 21-33. – EDN OVDTML.
47. Butler, J. Gender Trouble. Feminism and the Subversion of Identity. / London: Routledge. – 1999. – 221 p.
48. Causey, M. The screen test of the double: The uncanny performer in the space of technology // Theatre Journal, Baltimore: Johns Hopkins University Press. – 1999. – Vol. 51, № 4. – PР. 383-394.
49. Chernova-Stroj, I. The phenomenon of postmodernism in modern musical and cultural discourse. // Musicological studies. – 2004. – 9. – РР. 82-90.
50. Dixon, S. Digits, Discourse, and Documentation: Performance Research and Hypermedia // Cambridge: The MIT Press. – 1999. – Vol. 43, № 1(161). – PР. 152-175.
51. Frith, S. Performing Rites. On the Value of Popular Music / Harward: Harvard University Press, 1998. – 360 p.
52. Goldberg, R. Performance: Live art 1909 to present / New York: Thames & Hudson, 2011. – 256 p.
53. Hitchcock, H. W. Music in the United States: A Historical Introduction. 4th edition / New Jersey: Pearson, 2019. – 432 p.
54. Koptseva, N.P., Zhukovskiy, V.I. The Artistic Image as a Process and Result of Game Relations between a Work of Visual Art as an Object and its Spectator [Текст] / N. P. Koptseva, V. I. Zhukovskiy // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. – 2008. – Vol. 1, No. 2. – P. 226-244. – EDN IUDTOF.
55. Ward, F. Some Relations between Conceptual and Performance Art // New York: Art Journal. – 1997. – Vol. – 56, No. 4. – РР. 36-40.