Статья посвящена изучению взаимодействия двух видов изобразительного искусства – кино и иконопись. На материале сравнительного анализа произведения древнерусской иконописи «Спас Вседержитель», созданного Андреем Рублевым в начале XV века, и произведения киноискусства «Андрей Рублев», снятого режиссером Андреем Тарковским во второй половине XX века, авторы статьи исследуют открытость и диалогичность системы художественной культуры, взаимосвязь произведений разных эпох, доказывают принадлежность кино древней традиции развития языка изобразительного искусства и определяют специфику религиозной картины мира российского кино. Иконопись характеризуется в исследовании как объект-язык кинематографа Андрея Тарковского.
кино, живопись, древнерусская иконопись, Андрей Рублев, Андрей Тарковский, объект-язык искусства
1. Александер-Гаретт Л. Андрей Тарковский: собиратель снов [Текст] / Л. Александер-Гаретт. - М.: АСТ, Астрель, 2009. - 509 с.
2. Анохина Ю. Тарковский: музыкальные цитаты [Текст] / Ю. Анохина // Искусство кино. - 2007. - № 4. - С.96-105.
3. Евлампиев И. Художественная философия Андрея Тарковского [Текст] / И. Евлампиев. - Уфа: ARC, 2012. - 472 с.
4. Салынский Д. Киногерменевтика Тарковского[Текст] / Д. Салынский. -М.: Квадрига, 2009. - 576 с.
5. Тарасова М. В. Коммуникативные основы художественной культуры [Текст] / М. В. Тарасова, В. И. Жуковский. - Красноярск: Сиб.федер.ун-т, 2010. -145 с.
6. Тарасова М.В. Теория и практика диалога зрителя и произведения искусства [Текст] / М. В. Тарасова. - Красноярск: Сиб.федер.ун-т, 2015. -236 с.
7. Тарковский А. Запечатленное время [Текст] / А. Тарковский // Андрей Тарковский. Архивы, документы, воспоминания. - М.: Подкова, Эксмо-Пресс, 2002. - 514 с.
8. Тарковский А. Лекции по кинорежиссуре [Текст] / А. Тарковский. - М.: Ленфильм, 1989. - 120 с.
9. Тарковский А. О киноискусстве: интервью [Текст] / А. О. Тарковский // Мир и фильмы Андрея Тарковского. - М.: Искусство, 1991. - С.315-326.
10. Тарковский А. ХХ век и художник [Текст] / А. Тарковский // Искусство кино. - 1989. - № 4. - С.86-106.
11. Dalle Vacche, A. (1996) Cinema and Painting. How Art is Used in Film, Austin: University of Texas Press, 320.
12. Felleman, S. (2006) Art in the Cinematic Imagination, Austin, TX: University of Texas Press, 213.
13. Jost, F. (1990) ‘Le Picto-Film’, in R. Bellour (ed.), Cinema et Peinture - Approches, Paris: Presses Universitaires de France, 109-22.
14. Pethó, Á. (2010) ‘Intermediality in film: A historiography of methodologies’, Acta Univ. Sapientiae, Film and Media Studies, 2, 39-72.
15. Pethó, Á. (2011) Cinema and Intermediality: The Passion for the In-Between, Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 499.
16. Peucker, B. (1995) Incorporating Images: Film and the Rival Arts, Princeton, NJ: Princeton University Press, 240.
17. Peucker, B. (2007) The Material Image: Art and the Real in Film, Stanford: Stanford University Press, 272.