УДК 8 Языкознание. Филология. Художественная литература. Литературоведение
ГРНТИ 13.00 КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ОКСО 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты
ББК 8 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА. ИСКУССТВО. РЕЛИГИЯ. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
ТБК 8 ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. РЕЛИГИЯ. ИСКУССТВО
BISAC ART ART
Интерес западной культуры, в том числе, британской, к культурам восточных стран, например, к культуре Египта, отражает глобальный процесс взаимодействия диаметрально противоположных культур и менталитетов, а также показывает, насколько глубоко рецепции древних цивилизаций повлияли на формирование современных культурных нарративов. Целью исследования является выявление особенностей рецепций Древнего Египта в литературе Великобритании XIX – XX веков, их роль и способы формирования, влияние колониального дискурса на понимание образов Древнего Египта. Статья посвящена анализу рецепций Древнего Египта в литературных произведениях Великобритании XIX – XX вв., представленные у таких писателей, как Артур Конан Дойл, Ричард Марш, Брэм Стокер, Генри Райдер Хаггард, Элджернон Блэквуд, Артур Вейгалл, Э. Ф. Бенсон, Дени Уитли. В результате применения нарративного метода анализа и качественного анализа было выявлено, что рецепции Древнего Египта в литературе Великобритании XIX-XX вв. представляют собой многослойный культурный феномен, соединяющий в себе интерес и восхищение древней цивилизацией, но, в то же время, сохраняет колониальное мышление о превосходстве британской культуры над восточными. Рецепция предстает и как инструмент для понимания британцами своей собственной самоидентификации. Через литературные произведения, в большинстве своем, авторы стремятся отрефлексировать исторические отношения между Великобританией и Египтом.
феномен рецепции, межкультурный диалог, рецепции Древнего Египта, Великобритания
1. Bulfin A. The Fiction of Gothic Egypt and British Imperial Paranoia: The Curse of the Suez Canal // ELT Press, 2011, № 4, pp. 411-443.
2. Dobson E. Ancient Egypt in the Modern Imagination: Art, Literature and Culture // – London: BLOOMSBURY ACADEMIC, 2020, 381 pp.
3. Macfarlane K. E. Mummy Knows Best: Knowledge and the Unknowable in Turn of the Century Mummy Fiction // Intellect, 2010, № 1, pp. 5-24(20).
4. Tatomir R. Egyptomania in Antiquity and in Modern World Literature. Imaginary, Intercultural Context and Mentality, pp. 566-581.
5. Адорно Т. Эстетическая теория // Т. Адорно – М.: «Республика», 2001. 527 с.
6. Блэквуд Э. Крылья Гора // Э. Блэквуд – М.: Издательство «Энигма», 2005.
7. Белолипецкая Н. А. Культурные коммуникации: сущность и проявления (на примере взаимоотношений Великобритании и Египта на рубеже XIX-XX веков) // Вестник ЧелГУ, 2008, № 33.
8. Белолипецкая Н.А. Британское восприятие Египта в конце 19 – начале 20 вв.: основные // Аналитика культурологии, 2009.
9. Белолипецкая Н. А. Образ Египта и египтян в британской культуре последней четверти ХIХ–первой четверти ХХ вв.: механизмы формирования // ГОУ ВПО «Уральский государственный университет имени А.М. Горького»,2010, 16 с.
10. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции // Ж. Бодрийяр. – М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015, 240 с.
11. Вейгалл А. Душа мумии. Том I // А. Вейгалл. Издательство Salamandra P.V.V., 2015, 258 с.
12. Вейгалл А. Душа мумии. Том II // А. Вейгалл. Издательство Salamandra P.V.V., 2015, 207 с.
13. Вейгалл А. Душа мумии. Том III // А. Вейгалл. Издательство «Salamandra P.V.V.», 2015, 190 с.
14. Джемилева А. А. Специфика рецепции русской классики в переводах Османа Амита // Научный вестник Крыма, 2021.
15. Дойл К. А. Перстень Тота. Сборник рассказов // А. К. Дойл: пер. с англ. Ю. Жукова. – М.: СП «Квадрат», 1992.
16. Дойл К. А. Номер 249 // А. К. Дойл: пер. с англ. Н. Высоцкая. – Издательство «ФТМ», 2011, 50 с.
17. Зусман В.Г. Рецептивная эстетика. Эстетика воздействия // В. Г. Зусман. – Н. Новгород.: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2010, с. 53-60.
18. Изер В. Процесс чтения: феноменологический подход / В. Изер. – М.: «Флинта», 2004, с. 201-224.
19. Кузина Н.В. Рецепция религиозной системы Древнего Египта в прозе Д. С. Мережковского «Тайна трех: Египет и Вавилон» // Бюллетень науки и практики, 2019.
20. Мельникова Е. Г. Понятие рецепции: современные исследовательские подходы к анализу текстов культуры // Ярославский педагогический вестник, 2012.
21. Матзукова Е. П. Культурная идентичность: к определению понятия // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2014, с. 62-68.
22. Махлин В. Л. Что такое «Рецепция» (к истории понятия) // Вестник культурологии, 2016.
23. Марш Р. Жук // Р. Марш: пер. с англ. А. А. Загорский. – Издательство «АСТ», 2022, 450 с.
24. Стокер Б. Сокровище семи звезд // Б. Стокер: пер. с англ. М. Куренная. – Издательство «АСТ», 2022, 320 с.
25. Турк С. Н. Британская оккупация Египта и установление колониальной системы (1882-1922) // Кубанские исторические чтения, 2020, с. 30-33.
26. Терещенко Н. А., Шатунова Т. М. Рецепция как единство культурно-исторической памяти, забвения и работы воображения // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки, 2021.
27. Хаггард Г. Р. Суд фараонов // Г. Р. Хаггард: пер. с англ. З. Журавская, 2014, с. 60.
28. Яусс Р.-Х. История литературы как провокация литературоведения // Р.-Х. Яусс. – Издательство «Новое литературное обозрение», 1995, № 12, с. 34-84.



