студент с 01.01.2021 по 01.01.2024
Авторство в кино остается важной теоретической проблемой, особенно с учетом его коллективной природы. Несмотря на участие многих специалистов, именно режиссер, по теории авторства Андре Базена и Cahiers du Cinéma, считается главным носителем художественного замысла. В данной статье анализируется творчество Джейн Кэмпион, чьи фильмы отличаются визуальной, нарративной и тематической целостностью, демонстрируют сформированный авторский почерк. Исследование ее авторского стиля проводится на материале кинопроизведений «Пианино» и «Власть пса», по отношению к которым применяется философско-искусствоведческий анализ В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой, а также теория кругов Э. Сарриса, позволяющая определить повторяющиеся элементы в творчестве режиссера. Изучение авторского стиля Джейн Кэмпион позволило не только понять специфику современного женского киноязыка, но и проследить, как меняются сами парадигмы кинематографического творчества в XXI веке.
авторское кино, Джейн Кэмпион, фильм «Пианино», фильм «Власть пса», теория авторства, визуальный стиль
1. Андреев А. И. Auteurism, art house и art-cinema: истоки понятия «авторское кино» в зарубежной киноведческой традиции [Текст] / А. И. Андреев // Государственная публичная историческая библиотека. – 2013. – № 102–103. – С. 168–194.
2. Базен А. Остаётся ли кино искусством? [Текст] / А. Базен; пер. с фр. М. Б. Ямпольского // Базен А. Что такое кино? : сб. ст. / сост. И. В. Беленький. – Москва: Искусство, 1972. – С. 76–92.
3. Жуковский В. И., Копцева Н. П. Пропозиции теории изобразительного искусства: учебное пособие [Текст] / В. И. Жуковский, Н. П. Копцева; Министерство образования и науки Российской Федерации; Красноярский государственный университет. – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2004. – 265 с.
4. Жуковский В. И. Теория изобразительного искусства [Текст] / В. И. Жуковский. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2011. – 496 с.
5. Журкова Д. А., Яковенко А. А. Музицирующие герои современного экрана [Текст] / Д. А. Журкова, А. А. Яковенко // Наука телевидения. – 2012. – Т. 9. – С. 231–244.
6. Звегинцева И. А. Кино «Terra Incognita» [Текст] / И. А. Звегинцева // Искусство кино. – 2019. – № 5. – С. 45–53.
7. Звегинцева И. А. Маленький экран и большие амбиции: австралийские телесериалы в культурном контексте страны [Текст] / И. А. Звегинцева // Вестник ВГИК. – 2018. – № 3 (37). – С. 117–127.
8. Саррис Э. Заметки об авторской теории [Текст] / Э. Саррис; пер. с англ. А. Зайцева // Теории кино: от Эйзенштейна до Тарковского. – Москва: Искусство кино, 2010. – С. 215–230.
9. Трюффо Ф. Об одной тенденции во французском кино [Текст] / Ф. Трюффо; пер. с фр. // Кинематограф по-французски. – Москва: Искусство, 1988. – С. 123–135.
10. Тугуши С. А. «Авторское кино» как феномен культуры XX века [Текст] / С. А. Тугуши // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 3 (59). – С. 215–222.
11. Фоменко С. А., Фоменко М. В., Угрюмова М. В. К истории становления мирового кинематографа: эволюция концепции авторства в искусстве кино в 1950–2000-е гг. [Текст] / С. А. Фоменко, М. В. Фоменко, М. В. Угрюмова // Современная научная мысль. – 2023. – № 5. – С. 133–139.
12. Demiray B. G. (2014). Authorship in Cinema: Author & Reader. CINEJ Cinema Journal, 4(1), 19.
13. Sarris A. (1962). Notes on the Auteur Theory in 1962. Film Culture, (27), 1–8.