ИСКУССТВО ПОСЛЕ МЕДИА: ОПЫТ АНАЛИЗА ИГРОВЫХ ПРОЕКТОВ ДЕМОСЦЕНЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Взаимодействие между медиа и произведениями искусства является одной из наиболее актуальных научных проблем, в последнее время активно разрабатываемой в рамках новых исследовательских проектов, таких как археология медиа. В рамках медиа-археологии привычная линейная последовательность смены медиа интерпретируется как напластование и одновременное сосуществование различных технологических систем. Обращаясь к принципам классификации, предложенным Г. Проссом, Ф. Киттлером и З. Циллински, становится возможным определить в качестве проблемного поля пост-медиальный режим, опирающийся на дальнейшем развитии интерактивной четвертичной медиальности, опирающейся на нульмерные способы шифровки, используемые цифровыми технологиями. На примере исследования некоторых репрезентантов из области игровой демосцены можно выделить отличительные черты нового режима коммуникации. Во-первых, происходит смещение с практики контроля и управления медиа в пользу его настройки с дальнейшим воспроизведением, что говорит о трансформации самого характера отношений между человеком и технологией. Во-вторых, новые техники конструирования гиперреального опыта приводят к формированию своеобразных «wierd-медиа», одновременно сохраняющих свою агентность и реальность, но при этом становящихся прозрачными, создающими иллюзию минимального вмешательства в процесс коммуникации между человеком и сообщением, передаваемым с их помощью.

Ключевые слова:
медиа, З. Циллински, Пост-медиа, Wierd-реализм, демосцена, видеоигра
Список литературы

1. Блэк, К. Радиоискусство как художественная форма акустических медиа [Текст] / К. Блэк // Коммуникации. Медиа. Дизайн. – 2023. – Т. 8, № 4. – С. 139–150.

2. Дегтяренко, К. А. Концепция «фантоматики» С. Лема в контексте соотношений кибертекста и искусственного интеллекта [Текст] / К. А. Дегтяренко, Т. К. Ермаков // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2025. – Т. 18, № 3. – С. 516–525. – EDN EDDXCV.

3. Демидова, К. А. Трансляция культурной памяти и культурной травмы через игровой нарратив: исследование видеоигры Detention [Текст] / К. А. Демидова // Азия, Америка и Африка: история и современность. – 2025. – Т. 4, № 3(12). – С. 114–141. – DOIhttps://doi.org/10.31804/2782-540X-2025-4-3-114-141. – EDN BNYPKM.

4. Ермаков, Т. К. Антропология игры и агентивность: эвристический потенциал исследований конца XIX века в современной теории [Текст] / Т. К. Ермаков // Сибирский антропологический журнал. – 2025. – Т. 9, № 1. – С. 6–14. – EDN IKEWAX.

5. Ермаков, Т. К. Аркадные видеоигры Японии в 1970-е годы: особенности топологии [Текст] / Т. К. Ермаков // Азия, Америка и Африка: история и современность. – 2024. – Т. 3, № 4. – С. 6–17. – DOIhttps://doi.org/10.31804/2782-540X-2024-4-4-6-17. – EDN DAXCTH.

6. Ермаков, Т. К. Искусственный интеллект и гиперреальность: проблема имитации в стратегических видеоиграх [Текст] / Т. К. Ермаков // Социология искусственного интеллекта. – 2025. – Т. 6, № 2. – С. 63–72. – EDN MVTCOG.

7. Ермаков, Т. К. Компьютерная графика и контекст: формирование цифровой визуальности в 1970-е годы [Текст] / Т. К. Ермаков // Цифровизация. – 2025. – Т. 6, № 1. – С. 26–34.

8. Ермаков, Т. К. Конструирование игрока в советских видеоиграх для персональных компьютеров: между объектом и алгоритмом [Текст] / Т. К. Ермаков // Северные Архивы и Экспедиции. – 2025. – Т. 9, № 2. – С. 91–99. – EDN IWIFVU.

9. Ермаков, Т. К. Пост-интернет искусство: логика взаимодействия цифрового и реального пространства в современной культуре [Текст] / Т. К. Ермаков // Цифровизация. – 2025. – Т. 6, № 2. – С. 33–41.

10. Ермаков, Т. К. Элементы ретрофутуризма в искусстве демосцены [Текст] / Т. К. Ермаков // Цифровизация. – 2024. – Т. 5, № 4. – С. 27–36.

11. Зубек, Р. Элементы гейм-дизайна. Как создавать игры, от которых невозможно оторваться [Текст] / Р. Зубек. – Москва: Эксмо, 2022. – 272 с.

12. Кириллова, Н. Б. Медиалогия [Текст] / Н. Б. Кириллова. – Москва: Академический проект, 2015. – 424 с.

13. Кирко, В. И. Искусственный интеллект 2.0 как предтеча «города искусственного интеллекта»: концепция у Чжицяна [Текст] / В. И. Кирко // Социология искусственного интеллекта. – 2025. – Т. 6, № 3. – С. 32–52. – EDN CKOFHV.

14. Киттлер, Ф. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 г. [Текст] / Ф. Киттлер. – Москва: Издательство «Логос», 2017. – 336 с.

15. Колесник, М. А., Ситникова, А. А. Роботы как художественный материал в изобразительном искусстве: инсталляция «Can’t Help Myself» Сунь Юань и Пэн Ю [Текст] / М. А. Колесник, А. А. Ситникова // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2025. – Т. 18, № 3. – С. 628–639. – EDN QNXZWC.

16. Колесник, М. А. Современные музеи как площадки для изучения потенциала искусственного интеллекта в сферах искусства и культуры [Текст] / М. А. Колесник // Социология искусственного интеллекта: регионы и группы: Вторая Всероссийская конференция с международным участием, Красноярск, 03–05 декабря 2024 года. – Красноярск: Красноярская региональная общественная организация «Содружество просветителей Красноярья», 2025. – С. 91–105. – EDN ZYCCFI.

17. Колесник, М. А., Лещинская, Н. М., Омелик, А. А., Ермаков, Т. К. Искусство оформления массовых советских праздников (1918–1923 гг.) [Текст] / М. А. Колесник, Н. М. Лещинская, А. А. Омелик, Т. К. Ермаков // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2023. – Т. 16, № 11. – С. 1918–1935.

18. Копцева, М. С. Внедрение технологий ИИ как фактор культурных трансформаций [Текст] / М. С. Копцева // Сибирский антропологический журнал. – 2025. – Т. 9, № 2. – С. 56–63. – EDN KXFNHJ.

19. Копцева, М. С., Зотов, С. О. Восприятие технологий искусственного интеллекта в профессиональных сообществах: результаты мультифакторного анализа [Текст] / М. С. Копцева, С. О. Зотов // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2025. – Т. 18, № 3. – С. 452–459. – EDN GQKLKL.

20. Копцева, М. С. Методологические подходы к исследованию культурных трансформаций [Текст] / М. С. Копцева // Северные Архивы и Экспедиции. – 2025. – Т. 9, № 1. – С. 99–107. – EDN RLIMJG.

21. Лейченко, Н. М. Применение нейросетевых технологий в сфере культуры и культурологических исследований: обзор актуальных практик [Текст] / Н. М. Лейченко // Социология искусственного интеллекта: регионы и группы: Вторая Всероссийская конференция с международным участием, Красноярск, 03–05 декабря 2024 года. – Красноярск: Красноярская региональная общественная организация «Содружество просветителей Красноярья», 2025. – С. 193–205. – EDN PKMICC.

22. Мирошниченко, Н. Ю. Медитация и медиаискусство: цифровой путь к внутреннему покою [Текст] / Н. Ю. Мирошниченко // Управление культурой. – 2024. – Т. 3, № 4(12). – С. 58–72.

23. Митчелл, Уд. Д. Т. Визуальных медиа не существует [Текст] / Уд. Д. Т. Митчелл // Медиа: между магией и технологией. – Москва; Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2014. – С. 128–143.

24. Пименова, Н. Н., Кистова, А. В. Робототехника в театре: Театр живых кукол «2+ку» Владимира Захарова как культурный феномен [Текст] / Н. Н. Пименова, А. В. Кистова // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2025. – Т. 18, № 3. – С. 548–560. – EDN WGLIGQ.

25. Раш, М. Новые медиа в искусстве [Текст] / М. Раш. – Москва: Ад Маргинем Пресс, 2022. – 256 с.

26. Середкина, Н. Н. Методика проведения киберполевого исследования [Текст] / Н. Н. Середкина // Социология искусственного интеллекта: регионы и группы: Вторая Всероссийская конференция с международным участием, Красноярск, 03–05 декабря 2024 года. – Красноярск: Красноярская региональная общественная организация «Содружество просветителей Красноярья», 2025. – С. 240–250. – EDN PKIGSX.

27. Сертакова, Е. А., Ситникова А. А., Колесник М. А. Компьютерное искусство 1960–1980-х годов [Текст] / Е. А. Сертакова, А. А. Ситникова, М. А. Колесник // Социология искусственного интеллекта. – 2022. – Т. 3, № 3. – С. 69–90.

28. Сосна, Н. Н. Материальная основа медиаискусства: три практики обнаружения [Текст] / Н. Н. Сосна // Философский журнал. – 2024. – Т. 17, № 4. – С. 79–91.

29. Социология искусственного интеллекта: подходы, методы, проблемы [Текст] / Н. П. Копцева, Ю. С. Замараева, К. А. Дегтяренко [и др.]. – Красноярск: Красноярская региональная общественная организация «Содружество просветителей Красноярья», 2024. – 344 с. – EDN GHNIWW.

30. Уймина, О. И. Цифровые арт-практики и арт-объекты: статус в алгоритмической эстетике [Текст] / О. И. Уймина // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2025. – № 1(82). – С. 154–164.

31. Флюссер, В. О положении вещей. Малая философия дизайна [Текст] / В. Флюссер. – Москва: Ад Маргинем Пресс, 2024. – 176 с.

32. Фрейермут, Г. С. Игры. Геймдизайн. Исследование игр [Текст] / Г. С. Фрейермут. – Харьков: Издательство «Гуманитарный центр», 2021. – 250 с.

33. Харман, Г. Weird-реализм: Лавкрафт и философия [Текст] / Г. Харман. – Пермь: Гиле-Пресс, 2020. – 258 с.

34. Цзыи, Х. Продвижение современного искусства в цифровых медиа [Текст] / Х. Цзыи // Век информации (сетевое издание). – 2024. – Т. 8, № 2(27). – С. 81–90.

35. Циллински, З. Археология медиа: о «глубоком времени» аудиовизуальных технологий [Текст] / З. Циллински. – Москва: Ад Маргинем Пресс; Музей современного искусства «Гараж», 2019. – 440 с.

36. Чжан, Х. Направления и тенденции применения медиаискусства в контексте развития современной музейной практики [Текст] / Х. Чжан // Искусство и культура. – 2024. – № 3(55). – С. 57–61.

37. Чупахина, А. О. Языковые средства репрезентации творческого процесса в дискурсе медиаискусства [Текст] / А. О. Чупахина // Когнитивные исследования языка. – 2024. – № 1–2(57). – С. 356–359.

38. Шпак, А. А. Социальные трансформации: искусственный интеллект в эпоху метавселенных [Текст] / А. А. Шпак // Социология искусственного интеллекта. – 2025. – Т. 6, № 1. – С. 76–84. – EDN URUXKL.

39. Arvanitis, K., Zuanni, C. (2021). Digital (and) materiality in museums. Museum & Society, 19(2), 143.

40. Bogost, I. (2010). Persuasive games: The expressive power of videogames. Cambridge: The MIT Press, 464.

41. Buami, K. E. (2021). Expression of the Ordeals of “kayayie” through Mixed-Media Textile Art. Journal of Art and Design Studies, 89–102.

42. Castells, M. (2001). The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business, and Society. Oxford: Oxford University Press, 304.

43. Frasca, G. (2013). Simulation versus narrative: Introduction to ludology. In The Video Game Theory Reader, 11, 221–235.

44. Gago, A., Marques, D. (2025). MOIRA: (Re)making Algarve’s culture(s) of water through mixed media arts. Cultural Studies, 1–22.

45. Kugler, L. (2021). Non-fungible tokens and the future of art. Communications of the ACM, 64(9), 19–20.

46. Liu, Q., Kim, M. (2022). Benefit-based revenue streams and financial health: The case of arts and cultural nonprofits. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, 51(4), 805–831.

47. McDonnell, T. E. (2023). Cultural objects, material culture, and materiality. Annual Review of Sociology, 49(1), 195–220.

48. Pross, H. (1972). Medienforschung: Film, Funk, Presse, Fernsehen. Darmstadt: Habel, 303.

49. Reunanen, M., Silvast, A. (2008). Demoscene Platforms: A Case Study on the Adoption of Home Computers. IFIP Advances in Information and Communication Technology, 303, 289–301.

50. Rinehart, R., Ippolito, J. (2014). Re-collection: Art, New Media, and Social Memory. Cambridge, MA: The MIT Press, 312.

51. Sahabuddin, E. S. (2023). Mural visual media to enhance environmental caring character of elementary school students. Brazilian Journal of Development, 9(12), 30606–30620.

52. Shannon, C. E., Weaver W. (1971). The Mathematical Theory of Communication. Urbana: The University of Illinois Press, 140.

53. Wilson, S. (2023). New Music and the Crises of Materiality. New York: Routledge, 182.

54. Zielinski, S. (2013). [… After the Media]. News from the Slow-Fading Twentieth Century. Minneapolis: Univocal Publishing, 276.

Войти или Создать
* Забыли пароль?