КОМПОЗИЦИОННАЯ (НЕ-)ФОРМУЛА: ЗРИТЕЛЬ (РЕЦИПИЕНТ) И ХУДОЖНИК (МАСТЕР) КАК «ФИЛОМАТИКИ». ЧАСТЬ 1
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная публикация открывает серию научных статей, связанных с проблематикой художественной визуальной коммуникации зрителя (реципиента) и художника (мастера), а также художника (мастера) и художественной материала, из которого мастер создает произведение визуального (изобразительного, в том числе) искусства. Достаточно свободно путешествуя по интеллектуальным слоям философии искусства и культуры, эстетики, теории и истории культуры, искусства, исследование фокусируется на рассмотрение сложных проблем визуального мышления, имеющего диалектическую чувственно-рациональную природу и воплощенного в формах визуального художественного творчества, а также художественной рецепции визуального качества. В первой части исследования рассматривается объективация зрительности, выполненная великим Платоном и представленная в его умозрительной физике диалога «Тимей». Для подтверждения тезиса о возможности и даже необходимости целенаправленного конструирования зрительности рассматривается понятие «значимой формы» («significant form»), которое характерно для эстетики Клайва Белла, одного из участников группы «Блумсбери» и предшественника современной психологии искусства, в том числе, нейроэстетики.

Ключевые слова:
визуальное мышление, Платон, «Тимей», зрение, К. Белл, «Блумсбери», «значимая форма», Р. Фрай
Список литературы

1. Гейзенберг, В. Что такое элементарная частница? [Текст] / В. Гейзенберг // Шаги за горизонт. – Москва: Прогресс, 1987. – С. 163–177.

2. Жуковский, В. И., Копцева, Н. П. Пропозиции теории изобразительного искусства [Текст] / В. И. Жуковский, Н. П. Копцева. – Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2004. – 265 с.

3. Лёвшин, В. А., Александрова, Э. Б. Великий треугольник, или Странствия, приключения и беседы двух филоматиков [Текст] / В. А. Лёвшин, Э. Б. Александрова. – Москва: Детская литература, 1974. – 207 с.

4. Лёвшин, В. А., Александрова, Э. Б. Искатели необычайных автографов, или Странствия, приключения и беседы двух филоматиков [Текст] / В. А. Лёвшин, Э. Б. Александрова. – Москва: Детская литература, 1973. – 206 с.

5. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон [Текст] / А. Ф. Лосев. – Москва: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2000. – 846 с.

6. Охоцимский, А. Пламенный тетраэдр. Тема огня у Платона [Текст]. [Электронный ресурс]. – URL: https://proza.ru/2015/03/21/2044

7. Платон. Тимей. Диалог [Текст].

8. Трушина, М. А. Платон и необходимость визуализации [Текст] / М. А. Трушина // Вестник РХГА. – 2018. – № 3. – С. 24–29. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/platon-i-neobhodimost-vizualizatsii (дата обращения: 23.08.2025).

9. Alpha online. Древнегреческо-русский словарь [Текст]. [Электронный ресурс]. – URL: https://gurin.tomsknet.ru/alphaonline.html

10. Bell, C. (1914). Art. London: Chatto & Windus, 326.

11. Bell, C. (1922). Since Cézanne. London: Chatto & Windus, 268.

12. Chilvers, I. (ed.). (2003). The concise Oxford dictionary of art and artists. Oxford: Oxford University Press, 532.

13. Fry, R. (1920). Vision and design. London: Chatto & Windus, 260.

14. Mondrian, P., Holtzman H., James M. S. (1986). The new art – the new life: The collected writings of Piet Mondrian. Boston: G. K. Hall, 504.

15. Russell, B. (1917). Mysticism and logic and other essays. London: Allen and Unwin, 138.

16. Zeki, S. (2013). Clive Bell’s “Significant Form” and the neurobiology of aesthetics. Frontiers in Human Neuroscience, 7, 730. DOI:https://doi.org/10.3389/fnhum.2013.00730

Войти или Создать
* Забыли пароль?