Россия
Статья посвящена исследованию архитектурного творчества Микеланджело Буонарроти. На материале анализа произведений разных видов искусства, выполненных гениальным мастером итальянского Возрождения, автор статьи доказывает, что архитектурный аспект присущ всем творениям Микеланджело. В работе проведен элементный, структурный и функциональный анализ архитектурного проекта Капитолийской площади. Выявляя основную художественную идею проекта Капитолия, автор статьи показывает, как архитектурное творчество коррелирует с живописными творениями Микеланджело. Статья раскрывает сущность художественного диалога между архитектурным проектом Капитолийской площади и монументальным живописным проектом Сикстинской капеллы.
Микеланджело Буонарроти, искусство Возрождения, архитектура, живопись, Капитолийская площадь, Рим, Марк Аврелий, Сикстинская капелла
1. Баткин, Л. М. Об истоках трагического в Высоком Возрождении [Текст] / Л. М. Баткин // Микеланджело и его время: сборник статей / под ред. Е. И. Ротенберга, Н. М. Гершензон-Чегодаевой. – М.: Искусство, 1978. – С. 115–137.
2. Дворжак, М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: курс лекций [Текст] / М. Дворжак. – М.: Искусство, 1978. – 423 с.
3. Жуковский, В. И. Формула гармонии [Текст] / В. И. Жуковский. – Красноярск: БОНУС, 2001. – 208 с.
4. Зедльмайер, Х. Композиция Капитолия [Текст] / Х. Зедльмайер // Архитектурное творчество Микеланджело: сборник статей. – М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1936. – С. 97–103.
5. Маковский, К. Архитектурные произведения Микеланджело [Текст] / К. Маковский // Архитектурное творчество Микеланджело: сборник статей. – М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1936. – С. 27–54.
6. Микеланджело и его время: сборник статей [Текст] / под ред. Е. И. Ротенберга, Н. М. Гершензон-Чегодаевой. – М.: Искусство, 1978. – 232 с.
7. Микеланджело. Жизнь. Творчество [Текст] / сост. В. Н. Гращенков; вступ. ст. В. Н. Лазарева. – М.: Искусство, 1964. – 319 с.
8. Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников [Текст] / сост. В. Н. Гращенков. – М.: Искусство, 1983. – 288 с.
9. Переписка Микель-Анджело Буонарроти и жизнь мастера, написанная его учеником Асканио Кондиви [Текст]. – СПб.: Шиповник, 1914. – 267 с.
10. Поэзия Микеланджело в переводе А. М. Эфроса [Текст]. – М.–Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 142 с.
11. Ротенберг, Е. И. Микеланджело [Текст] / Е. И. Ротенберг. – М.: Искусство, 1964. – 304 с.
12. Соботта, Р. Значение Микеланджело в истории архитектуры [Текст] / Р. Соботта // Архитектурное творчество Микеланджело: сборник статей. – М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1936. – С. 105–111.
13. Тольнай, К. Капитолий [Текст] / К. Тольнай // Архитектурное творчество Микеланджело: сборник статей. – М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1936. – С. 94–97.
14. Ackerman, J. (1961). The Architecture of Michelangelo. 2 vols. New York.
15. Argan, G. C., Contardi, B. (1993). Michelangelo Architect, trans. Marion L. Grayson. New York.
16. Balas, E. (1995). Michelangelo’s Medici Chapel: a New Interpretation, Philadelphia.
17. Brothers, C. (2008). Michelangelo, Drawing, and the Invention of Architecture. New Haven.
18. Clemens, J.R. (1962). Michelangelo’s Theory of Art. New York.
19. Cooper, J. G. (2002). The genesis and design of Michelangelo's Campidoglio. University of Virginia.
20. Cooper, J. G. (2011). Michelangelo’s Laurentian Library: Drawings and Design Process. Architectural History.
21. Elam, C. (2005). Tuscan Dispositions: Michelangelo's Florentine Architectural Vocabulary and its Reception. Renaissance Studies, 19/1, 46-82.
22. Hartt, F. (1987). History of Italian Renaissance Art. New York.
23. Hemsoll, D. (2003). The Laurentian library and Michelangelo's architectural method. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 66 (1), 29-62.
24. Hirst, M. (1989). Michelangelo and His Drawings. New Haven.
25. Lieberman, R. (1985). Michelangelo's Design for the Biblioteca Laurenziana, in Renaissance Studies in Honor of Craig Smyth. Florence, 571-595.
26. Maurer, G. (2004). Michelangelo: Die Architekturzeichnungen, Entwurfsprozes und Planungspraxis. Regensburg.
27. Morough, A. (1995). The Palace of the Roman People: Michelangelo at the Palazzo dei Conservatori. Rome.
28. Morrogh, A. (1992). The Magnifici Tomb: A Key Project in Michelangelo's Architectural Career // Art Bulletin, 74, 578-98.
29. Mussolin, M. et al. (2017). Michelangelo and the Experience of Space, in Michelangelo: Divine Draftsman and Designer, 273-278.
30. Salmon, F. (1990). The Site of Michelangelo's Laurentian Library, Journal of the Society of Architectural Historians, 49, 407-429.
31. Summers, D. (1972). Michelangelo on Architecture. The Art Bulletin, 54(2), 146-158.
32. Thies, H. (1982). Michelangelo, das Kapitol. Munchen, Bruckman.
33. Wallace, W. (1994). Michelangelo at San Lorenzo, the Genius as Entrepreneur. New York.
34. Wilde, J. (1955). Michelangelo's Designs for the Medici Tombs, Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 18, 54-56.
35. Wittkower, R. (1934). Michelangelo’s Biblioteca Laurenziana. The Art Bulletin, 16, 123-218.
36. Wolin, J. (1980). The Inner Eye: Speculations on Michelangelo's Architecture and Florentine Neo-Platonism. Modulus, 68-72.